Культура

И радости счастливые моменты…

1 июня 2016 года в 12:44
В Смоленске отмечают день рождения Михаила Глинки музыкальным фестивалем его имени.

27 мая стартовал 59-й Международный музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки. Церемония открытия традиционно прошла в драмтеатре. И вёл её уже во второй раз (тоже можно говорить о традиции?!) лауреат премии ТЭФИ журналист Владимир Молчанов.

– Да здравствуют все те люди, которые хранят верность традициям и в столь непростое время организуют этот замечательный фестиваль! – провозгласил Владимир Кириллович, начиная церемонию открытия. – Это очень непросто в нашей стране – 59 лет подряд проводить один из лучших фестивалей классической музыки, который собирает здесь, на родине великого композитора, замечательных дирижёров, исполнителей, вокалистов (целое созвездие талантов!) и самую взыскательную публику. Это счастье дорогого стоит. И, конечно, в этот день мы всегда добрым словом вспоминаем нашего великого певца Ивана Семёновича Козловского, благодаря которому в 1957 году после его открытого письма в смоленскую областную газету и родился этот замечательный фестиваль.

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что фестиваль имени М.И. Глинки – одно из самых ярких событий в культурной жизни Смоленщины. Он даёт публике уникальную возможность познакомиться с шедеврами мировой музыки в исполнении звёзд самого высокого уровня. Например, с симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» и дирижёром Фабио Мастранжело, которые выступили в день открытия, что сразу задало мероприятию очень высокий уровень.

Впрочем, прежде чем публика встретила музыкантов щедрыми аплодисментами, церемония предусматривала несколько обязательных официальных моментов. Цветы от губернатора Смоленской области Алексея Островского. И приветственное слово его заместителя Ольги Окуневой.

– Нынешний фестиваль проходит в год празднования 180-летия со дня постановки первой оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя», – заметила Ольга Владимировна. – Пять поколений предков-смолян нашего знаменитого земляка дали его таланту глубочайшую ответственность перед Родиной и любовь к народной музыке. Его герой Иван Сусанин впитал в себя все те образы, которые Михаил Иванович знал с детства. Мы гордимся тем, что этот фестиваль проходит на смоленской земле и уже в 59-й раз дарит нам замечательную возможность познакомиться с прекрасными коллективами, солистами и исполнителями. Мне хочется от имени губернатора поздравить всех с этим замечательным событием и пожелать самых приятных впечатлений от выступлений участников фестиваля.

От плясок до болеро


– На сцене – симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и великолепный маэстро Фабио Мастранжело, самый итальянский дирижёр среди российских и самый русский среди итальянских, – объявляет ведущий.

И зал взрывается аплодисментами. Причём если вначале столь бурное приветствие публики можно считать щедрым авансом, то по мере исполнения программы восторженные возгласы и овации зрителей – исключительно заслуга самих артистов, покоривших Смоленск своим мастерством и виртуозностью.
А что творил на сцене сам маэстро! Превращая каждый свой жест в часть большого артистического шоу, он руководил не только оркестром, но публикой, которая, словно заворожённая, следила за взмахами дирижёрской палочки. Фабио будто солировал в какой-то неведомой пантомиме, в которой выразительным было всё: мимика, движения, взгляды.

Открывали программу «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» основоположника русского эпического симфонизма Александра Бородина. Их сменили «Пляски смерти» Анри Сен-Санса. А дальше музыкальная феерия продолжилась взрывоопасным коктейлем из самых разных стилей и жанров. Вальс, болеро, танго, лезгинка… «Танец с саблями», «Пляски скоморохов», «Танец огня», «Венгерские танцы»… Шарль Гуно, Джузеппе Верди, Франц Легар, Арам Хачатурян, Карлос Гардель…

Приятным сюрпризом для публики стали несколько вокальных партий, прозвучавших в исполнении солистки Большого театра Дарьи Зыковой (сопрано). Артистка, кстати, пела в Смоленске накануне собственного дня рождения. О чём публика, к сожалению, не знала, иначе цветов, подаренных ей, наверняка было бы больше.

Финальным аккордом программы должно было стать «Болеро» Мориса Равеля. Но публика была так щедра на аплодисменты, что на бис по просьбе ведущего было исполнено «Либертанго» Астора Пьяццоллы.

Безумные танцы


– Мы назвали эту программу «Безумные танцы» – чтобы немного пошутить, – признался Фабио МАСТРАНЖЕЛО в разговоре с журналистами. – Мы придумали её пару лет назад. Правда, она была не совсем в том формате, который звучит сегодня, – она как-то живёт своей отдельной жизнью. То есть вначале в ней были какие-то другие произведения, которые не совсем хорошо вписывались в общую гармонию. Но сейчас, как мне кажется, мы нашли оптимальный баланс. Шли к нему почти два года и наконец-то пришли два дня назад в Москве. Вообще, тема танцев, на мой взгляд, всегда была актуальна. Большинство музыкальных произведений – это и есть танец. Так что можно сказать, что практически все композиторы писали музыку для танцев. Даже самые строгие – такие, как Брамс и Бах.

Правда, музыка заглавной фигуры фестиваля в этот вечер не прозвучала. Как пояснил маэстро – это вовсе не от нелюбви к нашему великому земляку, просто программа уже существует, и что-то срочно менять в ней специально для выступления в Смоленске не представлялось возможным.

– Хотя на будущее я уже думал – и это, честное слово, никак не связано с нашим приездом сюда – попробовать вставить в программу танцы из оперы «Руслан и Людмила», – заметил Фабио Мастранжело. – Потому что я очень люблю Глинку. Я считаю его самым итальянским из всех русских композиторов. Потому что музыка, которую он писал, очень похожа на итальянскую – практически бельканто. И если кто не знает, пять лет назад я вместе с питерской командой создал оперный фестиваль на улице. И мы два раза подряд открывали его именно музыкой Глинки – оперой «Иван Сусанин».

В ритме джаза


Музыка нашего прославленного земляка не звучала и в воскресенье, 29 мая, когда на сцене филармонии блистали трио Олега Бутмана и американская вокалистка Майя Асусена. Впрочем, в консервативном понятии в этот вечер классическая музыка не звучала вообще – всё было отдано ритмам джаза. Причём уже полюбившиеся смоленской публике артисты в рамках этого фестиваля выступали впервые.

Звездой программы была заявлена Майя Асусена. Однако все четверо артистов не уступали друг другу в мастерстве и виртуозности владения инструментом или голосом. И вокал Натальи Смирновой-Бутман, и её же дуэты с Майей Асусеной вызывали у публики не меньшей восторг, чем соло американки.

Впрочем, дело даже не в сравнении – у обеих вокалисток своя манера исполнения, свои данные и артистические приёмы. Но главное – такая невероятная энергетика, что эмоции проявляла не только публика, изначально настроенная благожелательно, но и сам Михаил Иванович Глинка, чей портрет на сцене в какой-то момент заиграл бликами солнечного света и, казалось, стал выглядеть менее серьёзным.

Майя Асусена общалась с публикой на английском. И по реакции зала можно было подумать, что смоляне все прекрасно знают язык. Хотя, наверное, для большинства главную роль в понимании певицы играли невербальные знаки: интонация, эмоции, улыбка, жесты.

– Я очень рада снова петь для вас, – сказала Майя АСУСЕНА. – Мне приятно видеть свет ваших глаз, чувствовать тепло ваших сердец. Это замечательно, что мы настроены на одну волну и можем дарить друг другу наши эмоции.

В день рождения


Конечно, без музыки Глинки фестиваль его имени не обойдётся и на этот раз. Она прозвучала 30 мая в программе заслуженной артистки России, народной артистки Республики Коми Альфии Коротаевой (сопрано), выступающей в сопровождении Смоленского народного оркестра имени В.П. Дубровского. Она обязательно прозвучит и в день закрытия, 5 июня, на родине композитора, в Новоспасском.

Однако в рамках фестиваля есть особенный день, когда имя основоположника русской классической музыки произносится с особым трепетом и почтением. Это 1 июня – день рождения Михаила Ивановича Глинки. Хотя по старому стилю будущий композитор появился на свет ещё весной – ранним утром 20 мая 1804 года. Как утверждают его биографы и искусствоведы – под соловьиное пение за окном.

Так что 1 июня смоляне традиционно соберутся у памятника М.И. Глинке, где в 12 часов состоится торжественный митинг и возложение цветов в честь дня рождения нашего прославленного земляка. Здесь же прозвучит и его музыка в исполнении народного оркестра имени В.П. Дубровского под управлением заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря Каждана.

И снова Глинка


Интересно, как причудлива бывает судьба. И прямые аналогии и связь с великим Глинкой можно найти даже там, где, на первый взгляд, они не очевидны. Вот, например, какую историю рассказал мне Владимир Молчанов, когда мы заговорили о его крёстной Ольге Книппер-Чеховой:
И радости счастливые моменты…

– Мы жили метрах в четырёхстах-пятистах от дома Ольги Леонардовны. И мама, когда шла в театр, по дороге забрасывала меня к ней. Я там околачивался, играя с её вещами. И у меня до сих пор хранятся открытки, которые она мне дарила, – такие старые, коричневые. Конечно, сейчас я понимаю, что Ольга Книппер-Чехова – это практически небожитель, но тогда-то я так не думал. Впрочем, об этом много уже написано. А между тем у меня была и вторая крёстная чудесная – двоюродная сестра Сергея Рахманинова Нюня Трубникова. Она надорвалась, таская меня трёхлетнего, и умерла. Умерла в нищете, поскольку Рахманинов был в то время гоним и запрещён. Интересно, что она жила в доме, куда в 1973 году я пришёл наниматься на работу, – это Агентство печати «Новости» на Пушкинской площади. А до этого я, конечно, в её квартире очень много времени провёл. Хотя саму её я плохо помню – больше по фотографиям. Всё-таки я совсем ещё маленький был, когда она умерла. Но Нюня оставила мне все рахманиновские вещи, какие у неё были. Я их потом – лет пятнадцать назад – подарил Музею имени Глинки в Москве. Они обещали мне сделать уголок Рахманинова. Но в итоге никакого уголка там нет до сих пор, а вещи пропали. И на мой вопрос, где они, ответить никто не может – там то ли третий, то ли пятый директор сменился за это время…

От первого лица


И радости счастливые моменты…

Фабио Мастранжело, дирижёр:

– Очень хорошо, что в Смоленске есть такой фестиваль. И для меня большая радость здесь дирижировать, потому что мне всегда нравится дарить людям музыку и наши возможности. Я понимаю, что в Смоленске не каждый день играют столичные оркестры, и это большой праздник и для нас, и для публики. Поэтому пусть сегодня будет такой момент коллективной радости. А вообще хотелось бы побольше таких фестивалей в России. Мне кажется, наша страна очень богата и на таланты, и на количество музыкантов.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Несыгранные роли «мента в законе»
Тайна «Алтайской принцессы»

Другие новости по теме