Триумф «Игры в Наполеона»
Подведены итоги V Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег»Римская цифра пять напоминает на символ победы. Наверное, потому что по начертанию она похожа на латинскую «в» – первую букву в слове «виктория», что собственно и означает «победа». И что интересно: V Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» действительно оказался победным для большинства его участников…
Фестиваль проходил с 4 по 12 апреля. По своему размаху и количеству участников юбилейный «Ковчег» побил все рекорды. 22 спектакля, 20 театров из пяти стран: Россия, Беларусь, Швеция, Польша, Израиль. Практически все постановки конкурсные. Исключение – спектакль «Свадьба в Малиновке» Белорусского государственного академического театра из Минска, который открыл фестивальную программу.
Жюри подводило промежуточные итоги ежедневно, однако интрига сохранялась до последнего. И спектакль «Собака на сене» драматического театра Белорусской Армии из Минска, показанный на закрытии, вполне мог внести существенные коррективы в список номинантов.
Впрочем, не внёс. И гран-при юбилейного фестиваля получила постановка «Игра в Наполеона» Московского театра на Юго-Западе, представленная в первый же день конкурсного показа.
- Спектакль Валерия Беляковича «Игра в Наполеона» оставил самое яркое впечатление, - призналась член жюри Татьяна Котович (Беларусь). – На мой взгляд, найдена очень интересная форма. Это сугубо модернистский спектакль, в котором самое главное – режиссёрская партитура. Однако в постановках Валерия Беляковича всегда совершенно удивительно работают актёры. И для них это не проходные роли. Каждый из них играет с такой отдачей, с таким внутренним темпераментом, что это невозможно не заметить и не оценить.
«Игра в Наполеона» - это шахматный поединок, в котором совершенно теряются ориентиры. Пешки стремятся в короли, а короли скрываются под масками пешек. Кроме того, это ещё и философский взгляд на тему «короля играет свита»: что если в действительности окружение императора страшнее его самого. Декорации, вторгающиеся в зрительный зал. А под ногами – шахматное поле, на котором ведётся жестокая игра. И играть придётся до конца. Но, как оказалось для труппы театра на Юго-Западе – конца триумфального. Поскольку их современный взгляд на фигуру французского завоевателя был удостоен самой высокой оценки жюри фестиваля.
Смоляне тоже были отмечены основными и специальными наградами. Так, приз оргкомитета получил коллектив Смоленского театра кукол – за преданность театральному братству и большую помощь в организации фестиваля. Заслуженный артист России Николай Парасич был отмечен за лучшую мужскую роль второго плана (спектакль «Зойкина квартира» Смоленского камерного театра). Режиссёр Виталий Барковский получил награду за лучшую сценографию к спектаклю «Видеть надо душой» Смоленского драмтеатра. А народная артистка России Людмила Сичкарёва была отмечена специальным призом за неувядающее мастерство и актёрскую отвагу.
Новшество нынешнего «Смоленского ковчега» - приз зрительских симпатий. Его получил Рыбинский драматический театр за спектакль «Светлые души», поставленный по рассказам Василия Шукшина.
- Это очень ценный и наиболее интересный приз, - заметил продюсер фестиваля Валерий Беляев. – Было много таких постановок, когда ко мне подходили и говорили, что это лучший спектакль. При этом проходил день и следующим вечером всё повторялось. Поэтому мы и решили сделать приз зрительских симпатий. Думаю, что в дальнейшем эта традиция продолжится.
В общем, заслуженные награды нашли своих героев. Девять дней очень плотной фестивальной программы пролетели как один. И, как ни грустно было об этом говорить, пришла пора объявлять о закрытии театрального фестиваля номер пять.
- У меня сегодня очень сложная роль – сказать о том, что фестиваль закрыт, - призналась вице-губернатор Ольга Окунева. – И это после того, как смоляне награждали аплодисментами 22 театральных коллектива, которые съехались к нам, можно сказать, со всего мира. Хочу ещё раз вместе со зрителями поблагодарить всех, кто подарил нам этот замечательный праздник. А в заключение скажу так: да здравствует театр! Пятый Международный театральный фестиваль закрыт. Объявляется подготовка к шестому.
От первого лица
Валерий Беляев, руководитель проекта «Смоленский ковчег», продюсер (Москва):
- На мой взгляд, фестиваль получился очень удачный. Потрясающая творческая атмосфера, на всех вечерних спектаклях и даже многих дневных – аншлаги. А это уже показатель успеха, которым пользуется фестиваль у смоленского зрителя.
Плюс то, что мы выбрали довольно интересные спектакли, и они выстроились в некую логическую цепочку. Конечно, не все они равнозначны – есть лидеры. Есть очень интересные актёрские работы, интересные постановки, и у жюри уже есть какие-то предпочтения.
Все участники фестиваля получат дипломы. Будут, конечно, и победители, и лауреаты в разных номинациях. Причём в этом году таких номинаций будет много, как никогда. Впервые учреждён приз зрительских симпатий.
В общем, «Смоленский ковчег» - очень хороший стимул для развития театрального искусства в России. Хотелось бы, чтобы всё двигалось и дальше. Ведь смоленская земля очень плодотворная для творчества. А публика своими аншлагами ещё раз подтверждает, что наш фестиваль нужен, что он вовремя.
Александр Вислов, председатель жюри, театральный критик (Москва):
- У каждого из членов жюри свой взгляд на театр. У нас часто бывают споры и довольно горячие. Но так и должно быть. И несмотря на то, что в оценке каждого из нас всё очень индивидуально и субъективно – это вещи вкусовые, все вместе в нашей маленькой группе замечательных коллег мы стремимся к объективности.
У меня лично разные впечатления от постановок: что-то очень нравится, что-то меньше, что-то вызывает неприятие. Но это нормально. Потому что здесь, на пятом фестивале, организаторы постарались представить весь спектр театральных работ. Здесь и кукольные спектакли, и музыкальные, и классическая драма. Причём, как некая архаичная классика, так и какие-то попытки постдраматических постановок. То есть театр во всей его полноте. Все виды, разные жанры, и я бы не сказал вслед за классиком, что кроме скучного – этого тоже хватает. Поэтому я бы назвал «Смоленский ковчег» неким срезом современного театрального процесса. И в этом смысле он очень любопытен.
Татьяна Котович, член жюри, главный редактор научно-практического журнала «Искусство и культура» (Беларусь):
- Самое яркое впечатление от фестиваля – отношение зрительного зала к конкурсным спектаклям. Меня просто поражает, как активно реагирует публика на происходящее на сцене – аплодисменты звучат после каждого эпизода. Такое соучастие, сопереживание, сочувствие – это вообще самое дорогое. Потому что тогда у актёра появляется дополнительный стимул для игры: он чувствует ту энергетику, которая идёт из зала, и готов в этот момент отдать даже больше сил, чем у него есть.
Борис Тух, член жюри, журналист, театральный критик, драматург, переводчик (Эстония):
- Спектакли очень разные. Среди них есть так называемые фестивальные, авангардистские. Но больше всего всё-таки театра для зрителя. И по качеству многие из этих постановок очень достойные. Хотя «Смоленский ковчег» полностью оправдывает своё библейское название. Ведь Ной собирал «каждой твари по паре» - и чистых, и нечистых животных. Впрочем, если говорить применительно к театру, неудачных постановок гораздо меньше половины – и это уже хорошо.
Конечно, у жюри здесь нелёгкая работа. Отсматривать по три спектакля в день бывает тяжело. Иногда кажется, что постановка тянется бесконечно и к концу дня ты выжат, как лимон. А порой какой-то спектакль оставляет такое приятное послевкусие, что хочется обменяться мнениями, поспорить.
Что ещё радует – в Смоленске хороший зритель, очень благодарный. Впрочем, талантливая игра доходит до любой публики, которая согласна раскрыть свои мозги и свою душу.