Культура

Очень скромное "Очарование зла"

15 февраля 2010 года в 12:03
Как-то не хочется снова начинать в газете тему разочарования в очередном произведении искусства, но телевизионный сериал заслуженного и уважаемого Михаила Михайловича Козакова потряс до глубины души. В откликах, которые довелось услышать, говорилось о чём угодно – судьбах России, треклятом ОГПУ, интеллигенции 30-х, тёмных пятнах семьи Гучковых, но не прозвучало самого главного: фильм совершенно беспомощен с художественной точки зрения. Это фильм-катастрофа. Режиссёрская. Странно, что об этом не говорят те люди, вкусу которых мы привыкли доверять.

Сериал не нов. Однако широкий зритель его не видел, а его нынешняя трансляция на канале "Культура" завершилась беспрецедентной сходкой телевизионной элиты – Николай Сванидзе, Виталий Вульф, Александр Архангельский и примкнувшие к ним Алла Демидова и Наталья Нарочницкая. И создатель сериала – Михаил Козаков. Ну, думаю, хоть эти скажут ему, что невозможно вытерпеть даже одну серию такого кино – давишься от примитивной самодеятельности.
Велико же было моё зрительское изумление, когда принципиальный, казалось бы, Александр Архангельский заявил: "У нас не худсовет!" – и начал воспевать политические достоинства несвежей работы Козакова. Поочерёдно своё восхищение режиссёрским бессилием выразили все присутствующие, включая некогда утончённую и изысканную Аллу Демидову.
Я просто не верил своим ушам, ведь зритель увидел прежде всего не "жизнь эмиграции", а пародию на искусство. Пересыпание банальностей, сопровождаемое пересказом учебника истории. Эта набившая оскомину антисоветчина даже в 89-м смотрелась бы дико, поскольку уровень киноискусства тогда был высок (культура у нас традиционно расцветает к революции). Жалко актёров, не жалко режиссёра. У такого "Зла" нет и не может быть никакого очарования.
Убогий звук, жалкая картинка. Телеспектакль 70-х. И чем больше меня пугают всесильным ОГПУ-НКВД, тем менее страшно. Возможно, идеологическая нагрузка раздавила Козакова-художника, который 20 лет назад смог снять гуманистический "Визит дамы". По-моему, злейший враг не сможет нарисовать в кино такую Цветаеву… И нет ничего мерзее этой музыки, сыгранной на примитивной музыкальной игрушке долларов за 10.
Я кинулся в газеты – посмотреть отзывы кинокритиков. Ирина Петровская в "Известиях" как воды в рот набрала. Татьяна Москвина в "Аргументах недели": "Картина М. Козакова несколько лет пылилась на полке. Знаете, это страшно – такое отношение телевизионных менеджеров к тем, кто делает искусство". Михаил Козаков раздаёт интервью, в которых заявляет о том, что его фильм преследует политическая цензура (вы только вдумайтесь!). Стал читать форумы: благодарят за такое кино!..
Последние волосы зашевелись на голове. Понятно, что китч убивает хороший вкус, но чтобы так быстро и у такого значительного числа неглупых людей!..
Пришлось поискать, прежде чем я нашёл несколько откликов, которые, на мой взгляд, передают суть увиденного. Они перед вами. "Смоленская газета" приглашает читателей присоединиться к разговору о том, как и для чего люди делают кино.

Претензий к этому фильму так много, что они могли бы занять всю газетную страницу: одномерный подход к теме, поданной, на мой вкус, плоско; слабая, неубедительная игра исполнительницы главной роли Веры Гучковой, дочери председателя третьей Думы (Наталья Вдовина); перебор со штампами, особенно когда речь идет о ностальгии или о репрессиях; долгое акынство, смысл которого ясен с первой же серии, вылившееся в изрядную скуку... Да и общая скомканность мыслей... Почему этот фильм так долго не пускали в эфир – примерно понятно. И понятно, что цензура тут сыграла далеко не главную роль.
Екатерина Барабаш, обозреватель отдела культуры "Независимой газеты"

…Разочарование от сериала М. Козакова "Очарование зла". И дело даже не в сценарной невнятности, абсолютной необаятельности главных героев, немотивированности всех сюжетных поворотов. Здесь нет именно вот этого ощущения неразрывности, преемственности истории (хотя, казалось бы, сама тема именно об этом и говорит). Само название сериала слишком претенциозно и, в сущности, неверно, герои "очаровывались" не злом, а тем, что понимали как свою общность с Россией.
gala-spb.livejournal.com

Сразу скажу: фильм плохо сделан. Режиссура слабая, играют в основном плохо, мужчины, пожалуй, лучше женщин. Скажем, артист, играющий Эфрона, местами убедителен, а Цветаева – не просто никакая, а с жирным знаком "минус". Я вообще люблю межвоенную эпоху, люблю смотреть фильмы об этом времени. Замечательно атмосфера 20-х-30-х годов воссоздана в английских фильмах. А у Козакова хоть святых выноси! Вспоминается старый, советского времени текст Жванецкого про наши фильмы о зарубежной жизни: "И даже у лошадей – наши морды". В этом сериале артисты говорят, двигаются не так как люди того времени (насколько мы можем судить хотя бы по документальной хронике). Да что там жесты и интонации: что, Козакову неизвестно, что бикини появились только после войны?!
furlus.livejournal.com

Так я ждал выхода этого фильма и так разочаровался! Замечательная тема, никем до того не истоптанная, – все условия для того, чтобы снять очередной шедевр. Получился бесталанный (высказываю только своё личное мнение) сериал, беспомощный даже в деталях. Долго думал, на что похожа операторская работа, потом понял: так снимали в 70-х годах "Следствие ведут знатоки". Даже съёмки Парижа выглядят как павильонные. Второстепенные актёры и не стараются играть, откровенно халтурят, будто смеются над зрителем. Офицеры-таксисты в кабачке, или они же с орденами в РОВСе, или французские ажаны, люди в кофейнях, прохожие – все ряженые! Ни одного настоящего, некиношного лица. Беда...
Бог бы с деталями, но и суть не далась! Из вопроса глубокого, философского – о притягательности зла и умении его захватить в свои лапы даже умных и порядочных людей – сделали мыльную оперу. Причём плохую. Единственное, что меня утешает, так это сам Козаков. Он всем и всё уже доказал. "Покровские ворота" и "Безымянная звезда" – великие фильмы, и от одноразовой творческой неудачи автора хуже не станут.
Разочаровало и послесловие к картине. Собрались умные, образованные, информированные люди. Мне было неловко и за них, и за Козакова... Надо хвалить, а за что? Похвалили за идею. Поспорили немного о любовниках Марины Ивановны. И очень косвенно ответили на главный вопрос. Ближе всего, как мне показалось, к нему подошла Нарочницкая, вспомнившая "Смену вех".
Упомянули деньги, разочарование. Но главное как-то обошли. Почему умные и порядочные люди стали служить злу? Как они попали в эту ловушку? На чём их поймали? Ведь они душу дьяволу продали, убийства совершили! Как у них возникло такое сильное чувство вины перед своей Родиной, что они решились на это? Всё ли извиняет такая любовь к Отчизне или всё-таки не всё? Вина? Их вышвырнули из страны, отобрали всё, едва не убили, и они же виноваты? В их представлении – да. Виноваты. Вот в чём надо разбираться! Любовь к берёзкам? У кого-то и она. И многие ехали хоть к расстрельной стенке, лишь бы дома... Понимание, что если народ не с ними, значит, они ошибались и нужно вернуться к своему народу? У кого-то был и такой мотив. Поняли, что Сталин восстанавливает империю и Россия снова делается могучей? Военных, наверное, соблазнило и это.
Я ждал от автора ответов именно на такие вопросы, но, к сожалению, их не получил.
svechin.livejournal.com
Чехов, неюбилейное. Продолжение
\"Как на Масленой неделе...\"

Другие новости по теме