Романтика в скрипичном ключе
Культура

Романтика в скрипичном ключе

27 января 2010 года в 12:56
1785

В январской программе солиста Смоленской областной филармонии Вячеслава Кухалева (скрипка) участвовали мастер художественного слова Виктория Кузьменкова и концертмейстер Ирина Гончарова (фортепиано).

В первые недели нового года душа просит чуда новизны. Секрет успеха новой программы "Романтика в скрипичном ключе" заключался в том, что её музыкальная и поэтическая составляющие присутствовали на равных. Хороша была изначальная идея слить их воедино. Виктория Кузьменкова читала лирические стихи, создавая атмосферу литературно-музыкального салона.
Конечно, главным притягательным магнитом для слушателей, до отказа заполнивших музыкальную гостиную, было звучание царицы музыки - скрипки.
Скрипка всегда была в большой чести в городах и весях Смоленщины. И не только классическая. Вот что писала о народных скрипачах одна из губернских газет конца XIX века: "Велика любовь смоленских крестьян к музыке, здесь нет ни одной деревни, где бы не было одного или нескольких музыкантов, играющих на скрипке и готовых из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на утешение честной компании".
В XXI веке скрипка по-прежнему любима и исполнителями, и слушателями. Первый в 2010 году вечер скрипичной музыки открылся блестящим исполнением "Венского вальса" И. Штрауса-сына. За ним последовала пьеса "Кантабиле", сочинённая ярким представителем музыкального романтизма, великим скрипачом и композитором Н. Паганини.
Очень сложно играть известную музыку, которая у всех на слуху. Вячеслав Кухалев продемонстрировал прекрасное владение инструментом, глубокое проникновение в суть и стиль исполняемых произведений, таких, как "Скерцо" И. Брамса, "Танго" А. Альбениса, "Размышление" П. Чайков¬ского, "Вокализ" С. Рахманинова, "Романс" Р. Глиэра. Публика, словно заворожённая, внимала сверкающему каскаду звуков скрипки в "Цыганке"
Ф. Крейслера.
Исполнение В. Кухалевым "Румынских народных танцев" Б. Бартока поразило тембровой красочностью. Как известно, особыми средствами выразительности музыки венгерского композитора было привлечение народно-песенных и танцевальных элементов. Он даже освоил испанский, французский, английский, словацкий, румынский языки, чтобы самому переводить собранные им тексты к народным мелодиям, которые он считал бесценными музыкальными сокровищами.
В "Цыганские напевы" испанский композитор П. Сарасате заложил возможность для импровизации, сделав соответствующую пометку в рукописи: "Это только эскиз, целое должна родить фантазия исполнителя". Слушатели с воодушевлением приняли мастерство исполнения и глубину трактовки пьесы. Это была великолепная романтическая импровизация в народном духе с ярким танцевальным финалом.
Сложную, разнообразную по фактуре партию фортепиано прекрасно исполнила Ирина Гончарова, обладательница многочисленных дипломов "Лучший концертмейстер" международных и всероссийских конкурсов и фестивалей юных исполнителей.
Концерт получился замечательным не только с музыкальной точки зрения.
Романтические музыкальные и литературные образы гармонично дополняли друг друга. Здесь нужно воздать должное режиссёру программы Роману Родницкому и Виктории Кузьменковой. Тонко, выразительно и, самое главное, без ложного пафоса она прочитала сонеты Петрарки и Шекспира.
Филармония удачно "замахнулась, - цитируя героя фильма "Берегись автомобиля", - на Уильяма нашего, на Шекспира". Великий поэт был известен своим современникам прежде всего драматическими произведениями. "Сонеты" Шекспира знали по рукописным спискам только его близкие друзья. "Сонеты" увидели свет в 1609 году, причём это произошло без согласия самого поэта. И в те далёкие времена существовало литературное пиратство. Издание Т. Торпом "Сонетов Шекспира, никогда ранее не печатавшихся" – Shakespeare`s Sonnets Never Before Imprinted - было их единственной публикацией при жизни поэта. В 1640 году поэт Дж. Бенсон подготовил следующее издание сонетов. Бенсон писал, что сонеты Шекспира "чисты, ясны и отличаются изящной простотой". Именно так их и исполнила Виктория Кузьменкова.
Публика благодарила исполнителей аплодисментами, цветами и криками "браво". По мнению многих слушателей, литературно-музыкальных концертов должно быть больше.

\"Складчина\" и \"Под часами\" в Москве
Чехов, Зощенко и найденное письмо

Rambler's Top100