Культура

Связь поколений

13 января 2010 года в 15:45
1367

Смоленское отделение Союза художников России к своему 70-летию провело три основные выставки, условно обозначив их периодами ХХ, ХХI веков, а также школы мастерства художественно-графического факультета СГУ. Первая из них по замыслу охватывала самый длительный период, начиная от 40-х годов прошлого столетия. Так примерно и выглядела экспозиция, хотя представленные работы были выполнены в более поздний период и лишь тематически обращены в прошлое.

Знакомясь с выставкой "ХХ век", можно было вновь убедиться, что искусство прошлых лет вовсе не устарело. Произведения этого периода отразили такую же напряжённую духовную жизнь нашего общества, что и сейчас. Главная тема, конечно, – огромные испытания Великой Отечественной войны. Этому посвящена серия потрясающих высокохудожественных гравюр В.Г. Старова "1941 год", "Этого забыть нельзя", "На Эльбе", "Жизнь начинается снова". Монументален "Бюст партизана Коляды" Л.Ф. Кулаковой с его суровой и выразительной простотой. С этой же темой перекликается полотно Ю.Г. Мелькова "Дед Кирей из Дроково". С уважением глядишь на ветерана, задумчиво и спокойно глядящего в глубину собственной судьбы. Его поколение выполнило свой главный долг перед Родиной.
Это надо рассказывать молодым, учить их на героическом прошлом своей страны. Об этом же, я думаю, "Портрет учительницы Пальчинской" В.А. Ласкина. Он выполнен в благородной старинной манере масляного письма. Приглушёнными красками выписан глубоко одухотворённый образ пожилой, с чертами грустной усталости учительницы, посылающей нам своё доброе напутствие. Этот образ волнует.
А дальше уже не столь давние времена. И вновь обычные человеческие заботы. Хороша картина В.И. Смирнова "Старшекурсница". Прекрасна гравюра А.М. Романова "Полдень". А вот небольшая скульптура П.А. Фишмана "Перед дальней дорогой". Немолодая уже женщина приготовилась одеваться в дорогу, присела на чемодан, взявшись за ручку, и глубоко задумалась: что там впереди?.. Работа привлекает естественностью изображенного момента, замечательной психологической правдивостью.
На любой выставке всегда на почётном месте В.Ф. Самарин. Его картина "Мои" – это теплый лирический рассказ о дорогом ему окружении, нехитром быте дружной семьи, которая всегда в дороге.
Нравится мне замечательная яркая работа А.И. Попова "Я и мои ученики" с ее прекрасной композицией, яркими пятнами красок, выразительными лицами изображённых там людей. Коллективные портреты неизменно удаются художнику.
Хорошо известна крепкая, удачная работа В.Н. Москаленко "Акатово. Баньки". Напрасно только он не убирает из названия картины слово "баньки". Оно мельчит созданный художником красивый распахнутый образ высокого послезакатного неба, его отражения в спокойной темнеющей воде озера и – контрастом – уже совсем темного берега с силуэтами невысоких строений на нем.
Хороша лирическая сцена С.О. Арайса "У папы в мастерской". Этот художник часто пытается запечатлеть обстановку, момент духовного восприятия как важную его составляющую.
Выставка оставила хорошее впечатление своей полнотой и содержательностью.

Декабрьские встречи
20 лет спустя, или Приглашение к празднику

Rambler's Top100