Культура

Связь поколений

13 января 2010 года в 14:45
Смоленское отделение Союза художников России к своему 70-летию провело три основные выставки, условно обозначив их периодами ХХ, ХХI веков, а также школы мастерства художественно-графического факультета СГУ. Первая из них по замыслу охватывала самый длительный период, начиная от 40-х годов прошлого столетия. Так примерно и выглядела экспозиция, хотя представленные работы были выполнены в более поздний период и лишь тематически обращены в прошлое.

Знакомясь с выставкой quot;ХХ векquot;, можно было вновь убедиться, что искусство прошлых лет вовсе не устарело. Произведения этого периода отразили такую же напряжённую духовную жизнь нашего общества, что и сейчас. Главная тема, конечно, – огромные испытания Великой Отечественной войны. Этому посвящена серия потрясающих высокохудожественных гравюр В.Г. Старова quot;1941 годquot;, quot;Этого забыть нельзяquot;, quot;На Эльбеquot;, quot;Жизнь начинается сноваquot;. Монументален quot;Бюст партизана Колядыquot; Л.Ф. Кулаковой с его суровой и выразительной простотой. С этой же темой перекликается полотно Ю.Г. Мелькова quot;Дед Кирей из Дроковоquot;. С уважением глядишь на ветерана, задумчиво и спокойно глядящего в глубину собственной судьбы. Его поколение выполнило свой главный долг перед Родиной.
Это надо рассказывать молодым, учить их на героическом прошлом своей страны. Об этом же, я думаю, quot;Портрет учительницы Пальчинскойquot; В.А. Ласкина. Он выполнен в благородной старинной манере масляного письма. Приглушёнными красками выписан глубоко одухотворённый образ пожилой, с чертами грустной усталости учительницы, посылающей нам своё доброе напутствие. Этот образ волнует.
А дальше уже не столь давние времена. И вновь обычные человеческие заботы. Хороша картина В.И. Смирнова quot;Старшекурсницаquot;. Прекрасна гравюра А.М. Романова quot;Полденьquot;. А вот небольшая скульптура П.А. Фишмана quot;Перед дальней дорогойquot;. Немолодая уже женщина приготовилась одеваться в дорогу, присела на чемодан, взявшись за ручку, и глубоко задумалась: что там впереди?.. Работа привлекает естественностью изображенного момента, замечательной психологической правдивостью.
На любой выставке всегда на почётном месте В.Ф. Самарин. Его картина quot;Моиquot; – это теплый лирический рассказ о дорогом ему окружении, нехитром быте дружной семьи, которая всегда в дороге.
Нравится мне замечательная яркая работа А.И. Попова quot;Я и мои ученикиquot; с ее прекрасной композицией, яркими пятнами красок, выразительными лицами изображённых там людей. Коллективные портреты неизменно удаются художнику.
Хорошо известна крепкая, удачная работа В.Н. Москаленко quot;Акатово. Банькиquot;. Напрасно только он не убирает из названия картины слово quot;банькиquot;. Оно мельчит созданный художником красивый распахнутый образ высокого послезакатного неба, его отражения в спокойной темнеющей воде озера и – контрастом – уже совсем темного берега с силуэтами невысоких строений на нем.
Хороша лирическая сцена С.О. Арайса quot;У папы в мастерскойquot;. Этот художник часто пытается запечатлеть обстановку, момент духовного восприятия как важную его составляющую.
Выставка оставила хорошее впечатление своей полнотой и содержательностью.
Декабрьские встречи
20 лет спустя, или Приглашение к празднику

Другие новости по теме