Культура

Столичные формы импровизации

25 декабря 2009 года в 15:53
2206

Смоляне часто ропщут и сетуют на удалённость нашего города от столичной жизни с её радостями и искусами. Тем не менее, в нашей повседневности самым чудесным образом происходят удивительные перемены, встречи и открытия. Кто знает, может, рядом капитан Грей нашёл свою Ассоль, да мы были так заняты своими делами, что не заметили этого?

На следующий день после замечательного выступления на творческом вечере Влада Макарова в Смоленске снова играл самобытный петербургский музыкант Илья Белоруков. (Вы думаете, мы пропустили вечер Макарова? Ан нет, рассказ о нём – в одном из следующих номеров нашей газеты.) Местом встречи была выбрана арт-галерея «40 квадратов», одно из самых стильных мест нашего города.
Снаружи. Итак, в четверг одна из старейших и красивейших улиц нашего города оглашалась пронзительными, сбивчивыми саксофонными трелями. Инструмент то сбивался на шёпот, то взрывался рёвом ослеплённого зверя. Стеклянные стены не могли, да и не хотели сдержать в тайне эмоциональные порывы музыки без структуры, без компромисса, без правил. Прохожие прислушивались и дивились.
Изнутри. Илья играет импровизационную музыку, отталкиваясь от сиюминутных ощущений и впечатлений. Разворачивание этой музыки в душе и во времени носит спонтанный характер и приводит слушателей к неожиданным результатам. В этот раз он начал так неспешно и издалёка, что каждый слушатель, по-моему, погрузился в себя.
Столичные формы импровизации
О чём играл Илья? Вряд ли это можно и нужно детерминировать, но чтобы заинтриговать вас, можно назвать несколько самых очевидных ассоциаций: проводы начальства в корпоративный круиз; газетный киоск; первое токование; шорох пробежавшей мыши; бочка с порохом размокла после кораблекрушения; встреча давних друзей в шалмане; хороводы с гуслярами; птенцы охрипли и заголосили басом; неисправная неоновая витрина, крупные капли летнего дождя, невесёлая песня матери…
Знатоки говорят о том, что в музыке Ильи Белорукова можно услышать влияния Джона Зорна, Дерека Бейли, Матса Густафссона, Эвана Паркера и других мэтов импровизационной музыки. В коде музыкант превратил саксофон в инструмент перкуссионный, и мы сидели и заворожённо смотрели, как Илья перебирал клавиши, щёлкал клапанами в прихотливом ритмическом рисунке… Казалось, он и сам со стороны наблюдал этот танец пальцев на меди.
Чтобы ещё немного заинтриговать читателей: потом музыкант снял мундштук, поставил в раструб очень необычную сурдину и стал показывать, как хрипит трахеями диковинный Змей Горыныч, живущий в саксофоне…
Это не первый визит Ильи в наш город. Летом он уже играл здесь по приглашению Влада Макарова (а вкусу Влада мы доверяем!). Вот и в этот раз во втором отделении мэтр взял в руки гитару (!) и вступил в свободный диалог с петербуржцем…
Несмотря на молодость, Илья постоянно концертирует в России и за рубежом, выступал в Польше (Варшава, Краков, Познань, Ченстохова, Люблин), Литве (Вильнюс), Финляндии (Хельсинки, Турку, Тампере), Венгрии (Будапешт). Белоруков сотрудничает с такими музыкантами, как Николай Рубанов, Роман Столяр, Алексей Лапин, Дмитрий Каховский, Алексей Борисов, Михаил Сальников, Григорий Сандомирский, Алексей Ставицкий и многими другими.
Надо сказать, Интернет предоставляет широкие возможности свободным художникам. Каждый может стать своим импресарио. Для этого достаточно сделать собственную страничку (желательно, конечно, стильную) и списываться с музыкантами и антрепренёрами, указывая свой электронный адрес.
...Стемнело, свет фар проезжающих мимо галереи авто рисовал сквозь её стёкла на стенах те самые квадраты, прямоугольники и ромбы, что так созвучны названию арт-пространства.
Кстати, само открытие «40 квадратов» – это обыкновенное чудо, одно из главных культурных событий года для областного центра, на наш взгляд. Спасибо за живопись и музыку!

Юбилей отметили… Что дальше?
До чего дошёл прогресс: вкалывают роботы, а не человек!

Rambler's Top100