Культура

Юбилей отметили… Что дальше?

25 декабря 2009 года в 12:07
Сейчас ни один "круглый" или "прямоугольный" стол не обходится без слова "кризис". Не избежала этого негативного для общества явления и Смоленская организация Союза художников России, отметившая в ноябре 2009 года свое 70-летие.
Однако речь идёт не о кризисе, вызванном крахом американских ипотечных компаний, а о двадцатилетней давности кризисе общественно-политического строя, завершившемся развалом великой державы. Именно тогда художники, бывшие в советском обществе элитарной высокооплачиваемой кастой, лишились государственной поддержки в виде госзаказов, закупок их произведений Министерством культуры СССР, министерствами союзных республик, дирекцией передвижных выставок и музеями, лишились и практически бесплатного двухмесячного пребывания на творческих дачах, да и других привилегий тоже, и лицом к лицу столкнулись со всеми прелестями рыночной экономики. На волнах демократизации сместили c поста председателя правления народного художника России, скульптора Альберта Сергеева, возглавлявшего организацию на протяжении двадцати четырёх лет, и следом через тринадцать лет его преемника, в то время заслуженного художника России Геннадия Намеровского. Таким образом в Смоленске закончилась эра правления художников старшего поколения и началось время руководства организацией их давно уже повзрослевших учеников.

90-е годы оказались для организации очень сложными. Невостребованность художников со стороны государства и местных властей, зависимость от вкуса (иногда и дурновкусия) состоятельных покупателей поставили многих из них на грань нищеты. Эстетический идеал советской эпохи в виде образов созидающего человека труда и бескрайних просторов Родины рухнул, вместе с ним исчезла такая форма изобразительного творчества, как картина. Стены художественного салона заполнили пейзажи и букетики цветов, написанные чаще всего на потребу.
Не пошла на пользу и "демократизация" процесса отбора работ на выставки. Если прежде выставком был закрытым, и члены его (подразумевалось, что это наиболее зрелые и опытные художники и искусствоведы) порой высказывали справедливые, хоть и нелицеприятные для претендента суждения по поводу представленных им работ, то когда выставком сделали открытым, всё свелось к популистскому голосованию без обсуждения работ на публике. Естественно, что в выставочные залы хлынул поток работ заведомо слабых. При проведении областных выставок работу выставкома почти полностью упразднили. Художники-члены Союза художников России без какого-либо отбора представляют на выставку те работы, которые им заблагорассудится.
Это тоже в определённой степени сыграло свою роль в том, что по выставкам кочуют одни и те же работы. Если раньше предстоящая выставка была для художника событием, к которому он тщательно готовился и, как правило, писал новую картину, то теперь это дежурное мероприятие, на котором можно просто отметиться участием. Одни и те же картины некоторых художников не покидают стены выставочных залов уже по пять и более лет. С трудом можно назвать имена художников, стремящихся представить своё творчество на взыскательный суд зрителя. В большинстве же своём картинки с областной выставки сразу же перекочёвывают в художественный салон для продажи.
Особенно негативно новая практика работы выставкома сказалась при отборе работ на крупные региональные и всероссийские выставки. Появился лозунг: "В Москве сами разберутся!" Естественно, авторитет организации при таком наплыве работ разного уровня, включая и откровенно слабые, падает. При отборе на последнюю всероссийскую выставку работы, представленные Смоленской организацией СХ России, члены столичного выставкома рассматривали на ходу в коридоре, что весьма симп¬томатично.
Думаю, не следует обольщаться большим количеством смоленских участников этих выставок, где Смоленская организация якобы "впереди планеты всей". Действительно, триумфальные списки, которые вывешиваются возле правления после открытия региональных и всероссийских выставок, насчитывают до 40-50 живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов и художников декоративно-прикладного искусства. Это отрадно. Однако только на первый взгляд. Такой успех в немалой степени можно объяснить тем авторитетом, который завоевали художники старшего поколения. Гораздо более точным мерилом качества, а не количества отобранных работ, является то, что многие из работ смоленских художников в экспозицию не попадают. Поэтому многие художники являются лишь номинальными участниками выставки. Лет через пять-десять смоленских экспонентов на всероссийской выставке может оказаться не 40-50, а от силы 4-5, и это будет расплатой за сегодняшнее почивание на лаврах.
Областные выставки в большинстве своём перестали быть событием в культурной жизни города, серость и невыразительность многих работ, их полусамодеятельный уровень, отсутствие картин современных, отражающих реалии и проблемы нашего времени, отвращают зрителя. Смоленских художников, работающих над созданием образа или ищущих новые средства выразительности в своём творчестве, можно пересчитать по пальцам. Всё это свидетельство того, что смоленское изобразительное искусство находится в затяжном кризисе.
Заинтересованная аудитория собирается лишь на выставки смоленских художников-"шестидесятников". К сожалению, выставки эти проводятся всё реже и получают статус посмертных всё чаще. Как это ни печально, но время берёт своё. Тяжёлой утратой для организации стал уход из жизни в последние годы народного художника России А.Г. Сергеева, за¬служенных художников России В.И. Марышева, В.М. Преснякова, С.С. Новикова. Все они были художниками-профессионалами и обладали яркой индивидуальностью, оставили заметный след в нашем искусстве.
Продолжают творить художники, составившие славу Смоленской организации в 60-80-е годы прошедшего столетия: народные художники России В.В. Ельчанинов и В.Ф. Сама¬рин, заслуженные художники России Н.И. Агеева, Л.А. Ельчанинова, В.Е. Самарина, Ю.И. Преображенский. Достигли зрелости их шестидесяти- и даже семидесятилетние "худграфовские ученики". Но назвать в их числе художников-"картинщиков" крайне затруднительно, хотя Юрий Попов, Михаил Лисовский, Валерий Москаленко, Кирилл Тимошенков и другие работали или продолжают работать в этом направлении. Но произведений значимых, способных вызвать общественный отклик, пока не создано.
К сожалению, не внушает радужных надежд новое пополнение Смоленской организации. За последнее десятилетие правление ежегодно рекомендовало в члены Союза художников России до пяти человек, в основном выпускников художественно-графического факультета педагогического института (впоследствии СмолГУ). И хотя не все они сразу прошли горнила московских комиссий, именно выпускники худграфа значительно пополнили организацию. При этом деятельного участия в её жизни они не принимают, ограничиваясь в основном участием в выборных мероприятиях. Не оставляют они и сколько-нибудь заметного следа в изобразительном искусстве Смоленщины.
Учиться на худграфе считается престижным, особенно на отделении дизайна – вроде бы богемная профессия и перспективная. Поэтому чадолюбивые родители платят большие деньги за обучение, не вдаваясь особенно, есть способности у их детей или нет. Амбициозные детки, окончив институт, идти работать в школу учителем рисования не хотят, а хотят быть свободными художниками. А чтобы стать профессиональным художником, хорошо бы как минимум окончить прежде художественное училище, без которого попасть в столичные институты живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств РФ практически невозможно. Никаких усилий (хотя бы в смысле пропаганды) для того, чтобы пополнить свои ряды выпускниками этих институтов, а также высших художественно-промышленных училищ, в Смоленской организации не предпринимают. Хотя творчество одного только Владимира Еленецкого, начинавшего свой путь в изобразительное искусство с изостудии Смоленского Дворца пионеров и школьников и имеющего двенадцать лет профессионального образования в Московской средней художественной школе и Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. В.И. Сурикова, могло бы быть примером, достойным подражания. Недавно Владимир Еленецкий, художник яркого дарования, с обострённым чувством времени, был удостоен серебряной медали Академии художеств РФ.
Вообще, смоленский худграф (я сам его выпускник) стал, на мой взгляд, наваждением для организации смоленских художников. Конечно, есть целая когорта его выпуск¬ников, которыми организации должно гордиться. Это заслуженные художники России Владимир Бердников и Евгений Дроздов, живописцы Владимир Баранов, Владимир Коробов, Владимир Лавренов, Николай Марченков, художник-реставратор Валентин Кожевников, скульптор Александр Парфенов и целый ряд других. Но для меня остаётся загадкой, почему почти за полвека преподавания на худграфе художник-профессионал высшей пробы, заслуженный художник России, профессор В.Е. Самарина не смогла воспитать хоть в малой степени подобного себе ученика. Видимо, система обучения на худграфе всё-таки не предполагает подготовку профессиональных художников. Попытка преодолеть это созданием в колледже искусств при Институте искусств им. М.В. Исаковского факультета со специальностью "живопись" ни к чему не привела. Выпускники колледжа, обязанные стать живописцами, странным образом растворяются (исключая буквально единицы) в среде непомерно расплодившихся на потребу кичливым нуворишам "дизайнеров".
Не преуспела областная организация и в расширении своего представительства в городах области. Уже много лет в провинции работают в одиночку три художника: Владимир Баранов в Гагарине, Валерий Зайцев в посёлке Верхнеднепровском и Владимир Бердников в посёлке Первомайском Шумячского района. Правда, большая группа художников-профессионалов работает в Вязьме, однако это в большинстве своём художники, которые вынуждены были покинуть бывшие советские республики и переехать в Россию. Творчество их очень разнородно, и какой-то единой, сплочённой группы они не представляют.
В чём действительно преуспело правление во главе с Юрием Мельковым, так это в организации выставок. Здесь надо отдать должное ответственным за эту работу Валерию Москаленко и Владимиру Показееву. Систематически выставки проводятся в городах области – Вязьме, Гагарине, Рославле, в последнее время и в Демидове. Смоленские художники регулярно представляют своё творчество в соседних областных центрах: Брянске, Калуге, Могилёве, Витебске.
Понятно, что все эти рассуждения юбилейными отнюдь не выглядят и неизбежно вызовут недовольство, а возможно, и негодование с упрёками за не вовремя "вынесенный из избы сор". Но в праздник принято чисто выметать свой дом. Этот дом стал своим для 111 художников разных возрастов, разных творческих устремлений, разных характеров и темпераментов, и несовпадение мнений в творческой среде – явление обыденное. Но похоже, что материальные проблемы – непомерно возросшая плата за пользование мастерскими и бесперспективность обозримого будущего – отодвинули все проблемы на задний план, и рутинное течение жизни стало устраивать всех. Это тревожит больше всего. Ведь безразличие в конце концов может привести к распаду организации, имеющей 70-летнюю славную историю.
Почти полвека назад молодые выпускники московских и ленинградских вузов приехали в Смоленск преподавать на только что созданном художественно-графическом факультете Смоленского пединститута. Они привнесли в смоленское искусство новую эстетику послесталинского времени, быстро пришли к руководству организацией смоленских художников, завоевали авторитет в столице и поддерживали его десятилетия.
Вероятнее всего, новые веяния тоже придут к нам из столицы. Если существенных перемен при кажущемся благополучии в жизни организации смоленских художников-профессионалов не произойдет, то развитие художественной жизни Смоленска пойдёт по московскому образцу. Там уже вкладываются немалые деньги в выставки современного искусства, где главными экспонатами являются замороженный (в буквальном смысле) ватник или гипсовые человекоподобные уродцы, поглощающие собственные экскременты. "Хлеба" (то бишь водки и колбасы) у нас нынче вдоволь, и предлагаемые "зрелища", подкреплённые внушительными денежными вливаниями, без зрителей не останутся.
В таком же положении, как художники, оказались и другие творческие союзы. Все они по закону имеют ныне статус общественных организаций, и законодателей пока не смущает, что организации, в которые можно вступить только по профессиональным признакам, имеют те же права, что и члены общества филателистов или любителей прогулок при убывающей луне. Между тем архитекторы ещё в 90-е годы создали персональные творческие мастерские и хозрасчётную проектную контору "Смоленск¬архпроект", действующую и поныне. Фотохудожники активно занялись издательской деятельностью, стали искать новые формы своего участия в общегородской жизни. Всё это помогает им не только изыскивать средства для существования, но и поддерживать свой творческий потенциал.
Художники же пошли по другому пути, предпочитая каждый сам для себя искать благодетеля-мецената, каковых в Смоленске оказалось раз-два и обчёлся. Надеяться на богатых и выпрашивать деньги у власти - дело бесперспективное. Ещё М.А. Булгаков предостерегал: "Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут". Но, похоже, с последним относительно нашего времени великий писатель переборщил.
Много разговоров идёт сейчас по поводу того, что художников лишили выставочного зала в центре города. Решение это справедливое, и необходимо понять его нравственную правоту. Бывших церквей не бывает, и храм всегда должен оставаться храмом. Напрасны также стенания и упрёки в адрес власти, принявшей решение, не учитывая все его последствия. Власть у нас такова, какова она есть. Мы сами её выбирали, и другой в ближайшем будущем не предвидится. Конечно, жалко терять такой прекрасный выставочный зал в центре города. Но, чего греха таить, в сравнении с находящимся по соседству на Блонье "Русским двором" по показателю "посещаемость" выставочный зал областного музея-заповедника уступал в тысячи раз.
Весьма примечательно, что последней выставкой, прошедшей в помещении соборного храма Вознесенского монастыря, стала выставка "Мы – эхо друг друга" художников В.Е. Самариной и В.Ф. Самарина, последнего смоленского живописца (или всё-таки крайнего?) – чистого "картинщика". Зал и нужен был для больших персональных юбилейных и областных выставок, и заполнять его на должном профессиональном уровне становилось в последние годы всё труднее. Хотя от нынешнего юбилея до следующего целых пять лет, и, может быть, власть выполнит свое обещание и построит за это время новый современный городской выставочный зал. Сейчас же гораздо важнее сохранить собственный зал, тоже в центре города. И хорошо было бы получить от городских властей ещё несколько выставочных залов в разных районах города, пусть и в приспособленных помещениях. Это значительно расширило бы возможности организации представлять своё творчество смолянам, и, возможно, они стали бы предпочитать пищу духовную вкусному обеду в западноевропейской "избе".
Проблем в сегодняшней жизни организации накопилось немало, хотя внешне всё выгладит вполне благопристойно. Между тем профессиональный уровень художественного творчества катастрофически снижается. По выражению народного художника России В.Ф. Самарина, "наступила пора дилетантов". Выход видится один – нужно отделять зёрна от плевел, переходить от массового "искусства, понятного народу" (считай, его чиновным властителям) к искусству профессионалов. Последним проще будет найти пусть немногочисленного, но своего зрителя, из которого потом вырастут и ценители, и почитатели, и собиратели их искусства.
Как показывает история, в кризисные периоды развития общества была весьма распространена практика создания художественных объединений. Так было в предреволюционные годы, 20-30-е годы и 60-е годы хрущёвской "оттепели", пока её разгневанный творец не загнал всё снова в единое русло, под партийный надзор. Тем не менее различного рода художественные объединения вели активную выставочную деятельность и явили немало ярких одарённых личностей, оставивших заметный след в истории русского искусства.
Попытка пойти по такому пути уже была предпринята в 1998 году заслуженным художником России А.И. Поповым организацией "Выставки двенадцати". Однако она была воспринята как оскорбительное деление художников на "настоящих" и "ненастоящих". Ещё одну попытку предприняли семеро художников несколько лет назад, создав объединение "АРТпроиск" и проведя несколько своих выставок ("Семеро зимой", "Чёрное и белое" и др.). Этим художникам, видимо, не хватило авторитетного лидера, или объединение их было случайным, без какой-либо продуманной концепции, потому что продолжения пока не последовало.
В современном обществе развитие невозможно без просветительской и издательской деятельности (привычный термин "реклама" кажется здесь не очень уместным). Разовые буклетики, издающиеся к персональным выставкам, или стереотипные невзрачные каталожки областных выставок не добавляют авторитета смоленским художникам. Полиграфические возможности нынче велики, но до сих пор не издано ни одной монографии, ни одного сколько-нибудь значимого альбома о творчестве смоленских художников. Периодически каждое десятилетие – к юбилеям – издаётся лишь сводная книга, метко названная одним из художников "амбарной", с представлением всех смоленских членов Союза художников России в виде фотографии, короткой, из трёх-четырёх фраз, биографической справки и нескольких репродукций произведений. Между тем в организации есть художники, достойные отдельной книги об их творчестве, и мы ещё не раз горестно пожалеем, что не сделали этого вовремя. Первым из них хотелось бы назвать старейшего архитектора и художника Смоленска, подлинного интеллигента, человека удивительного благородства Виталия Ивановича Бухтеева, первые свои рисунки сделавшего в сентябре 1943 года в разрушенном Смоленске, сразу же после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
Не лучше обстоит дело и с освещением деятельности смоленских художников в средствах массовой информации. Нет аналитических и тем более проблемных статей. Не секрет, что газеты сейчас корреспондентские, для самих себя (в смысле авторства), и об изобразительном искусстве пишут чаще всего не специалисты, а в довесок к заработку.
Не отличается в лучшую сторону и местное телевидение. Передачи о художниках - это несколькоминутные репортажи с дежурным сценарием. Времени на культуру у телевизионщиков катастрофически не хватает.
Это лишь беглый взгляд на положение дел в Смоленской организации Союза художников России, и было бы обидно, если бы празднование её юбилея, кстати, хорошо организованного Ю.Г. Мельковым, прошло без вдумчивого анализа ситуации и сплочения всех здоровых творческих сил.
Существует расхожая фраза о том, что "художника может обидеть каждый". Это отчасти действительно так, потому что люди творческие обычно ранимы и болезненно переживают всё критически сказанное в их адрес. Поэтому мы должны бережно относиться к каждому из тех, кто наделён счастливым даром творчества. Но при этом нельзя не замечать накопившихся проблем. Иначе и в художественном творчестве мы превратимся в московские задворки.
Освещённая солнцем
Столичные формы импровизации

Другие новости по теме