Эксклюзивное интервью Владислава Косарева
8 Марта смолян ждёт большой праздничный концерт Владислава Косарева, баритона редкой красоты и силы, артиста редкого сценического обаяния.Владислав Косарев не так уж часто выступает в Смоленске, а ведь он наш земляк!.. Карьера музыканта складывается вполне успешно, вот только дома, как это часто бывает, его талант не снискал должного признания. Думается, смолянам пора не только узнавать в лицо замечательного артиста, но и гордиться его происхождением. Ведь всякий, кто хотя бы раз слышал НАШЕГО Косарева, согласится: его выступление не оставляет равнодушным!
«Смоленская газета» представляет вашему вниманию эксклюзивное интервью певца, подготовленное искусствоведом Натальей Красильниковой (интернет-версия).
У каждого журналиста есть герои, которые становятся частью его судьбы. Когда врастаешь в личность того, о ком пишешь, настолько, что стираются границы между профессией и жизнью. Певец Владислав Косарев для меня – один из таких героев.
Чем так пленяет, подкупает искусство Владислава? Голосом редчайшей, изумительной красоты? Да, бесспорно. Но наверняка есть певцы с более красивыми голосами! Драматическим мастерством? И это так, но сегодня певцам без актерского дара просто не выжить на музыкальном рынке! Думаю, феномен Косарева – в том неиссякаемом СВЕТЕ ДУШИ, который струится из его глаз, напитывает тембр его голоса и все его сценическое поведение. После концертов Вл. Косарева и общения с ним мир видится другими глазами, и начинаешь понимать, что выход есть всегда – даже из самых, казалось бы, безысходных ситуаций. Каким же мощным зарядом позитивной энергии надо обладать, чтобы рождать свет в конце тоннеля! Честное слово, я не знаю похвалы Художнику выше этой!
Владислав Косарев – Личность. Он умный, глубокий, неординарный собеседник. Уверена: смоленским слушателям, которые по праву гордятся, что этот уникальный артист их земляк, будут интересны и полезны размышления Косарева о жизни и творчестве.
Начало
- Владислав, вы победитель Первого международного конкурса хоровых дирижёров имени Александра Юрлова. Я не нашла нигде сколь-нибудь развернутой информации об этом состязании. Между тем, это старт вашей карьеры. Можно рассказать о конкурсе подробнее?
- Конкурс проходил в Екатеринбурге в 2001 году. Я заканчивал ассистентуру-стажировку в Российской академии музыки имени Гнесиных и уже год работал хормейстером в мужском камерном хоре «Пересвет». У меня было, можно сказать, не до конца реализованное бойцовское чувство: в 1999 году, учась на пятом курсе Гнесинки, я ездил на конкурс хоровых дирижёров в город Салават Башкортостана и получил диплом II степени. Однако мне хотелось большего.
Конкурс имени Юрлова имел традиционную структуру и проходил в три тура: первый – дирижирование; второй – работа с хором; третий – концертное исполнение пьесы с хором, с которым мы работали во втором туре. Для меня это состязание интересно тем, что впервые за всю историю конкурсов хоровых дирижёров первые места разделили выпускники одного и того же учебного заведения – РАМ имени Гнесиных. Гран-при получил Александр Соловьёв, который тогда работал хормейстером в Камерном хоре Владимира Минина (сейчас он дирижёр Большого театра), а первую премию – ваш покорный слуга. Мы с Сашей учились в Гнесинке у одного профессора – Владимира Онуфриевича Семенюка.
На конкурсе Юрлова я работал с камерным хором «Лик» города Екатеринбурга. Я дирижировал «Весну» Рахманинова, «На корабле» Танеева, а в третьем туре – один номер из «Литургии» Рахманинова.
Председателем жюри в Екатеринбурге был Владимир Николаевич Минин, и именно он вручил мне диплом лауреата I премии. Победа на конкурсе имени Юрлова дала мне возможность стать дирижёром хора «Пересвет» после года работы там хормейстером.
Быть артистом
- Насколько важна для вас оценка окружающих людей – как вашего творчества, так и ваших личностных качеств?
- Есть круг лиц, мнение которых для меня крайне важно. Это мои родители, педагоги, близкие друзья и некоторая часть моих зрителей. Я очень дорожу доверием зрителей, которые постоянно ходят на мои концерты в ожидании чего-то нового, интересного, в ожидании чуда. Но сказать, что я отслеживаю на просторах интернета информацию о себе – в частности, публикации в блогах, комментарии в соцсетях – я не могу. Я стараюсь жить по Александру Сергеевичу Пушкину, он, по-моему, дал универсальный совет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца!»
Что касается оценки моих личностных качеств, я опять же ориентируюсь на группу людей, мнение которых для меня очень значимо. Я не являюсь асоциальным человеком и, как мне кажется, не нарушаю общепринятые моральные нормы. Я делаю то, что считаю нужным, и живу так, как считаю правильным.
- Кстати, о правилах! Недавно в одной из телепрограмм я услышала: «Самые ужасные вещи на планете совершаются потому, что люди следуют правилам». Как вы относитесь к ПРАВИЛАМ?
- Я в корне не согласен с этим утверждением! Нарушая определённые правила, идя против своей совести, люди создают и себе, и окружающим огромное количество проблем. Я считаю, что вопрос не в том, следуют ли люди правилам, а в том, чем они вообще руководствуются, совершая те или иные поступки. По моим наблюдениям, люди совершают огромное количество неблаговидных, зачастую мерзких, поступков именно оттого, что никаким правилам они НЕ СЛЕДУЮТ, а живут без всяких нравственных ориентиров.
- Какие импульсы необходимы вам для творчества – помимо женщин, конечно?
- Эти импульсы я стараюсь находить во всех проявлениях жизни – даже в самых, на первый взгляд, бытовых. Это может быть наблюдение за кошкой, ужасной хулиганкой, живущей у меня дома; шелест листвы; случайный взгляд незнакомки на улице; обрывок какой-то фразы, случайно увиденной мной через плечо человека, читающего в метро. Обычно во время прогулки по улице или поездки в метро пытаешься отдохнуть от работы, а после подобных неожиданных импульсов, напротив, хочется погрузиться в творчество с новыми силами!
Я стараюсь постоянно расширять спектр источников своего вдохновения. Недавно в очередной раз пересматривал фильм «Три тополя на Плющихе». Вот уже несколько недель у меня перед глазами стоит взгляд Олега Ефремова, когда его герой сидит в «Волге», опершись локтями о руль… В этом взгляде – Вселенная, это ГЕНИАЛЬНО!!! Теперь я часто вспоминаю эту сцену, когда работаю над советским эстрадным репертуаром.
- В интервью вы достаточно много говорите о своей самокритичности. При этом на «Радио Петербург», отвечая ведущей Наталье Завьяловой, вы сказали буквально следующее: «Я ужасный самоед!» В чём, по-вашему, отличие самокритичности от самоедства?
- Всё очень просто – человек самокритичный вовсе не обязан быть самоедом: он может видеть как положительные, так и отрицательные собственные черты и намечать действенные пути исправления недостатков. Самоед же занят извечным самоуничижением, поиском качеств, которых у него может и не быть. При этом во всех бедах мира он винит в основном себя. Это разрушительно для личности. Самоедам очень трудно выживать в нашей реальности, поэтому я считаю, что с подобными проявлениями человек должен бороться.
Если говорить о себе, в первые годы сольной карьеры мне мешало мое самоедство, но постепенно я преодолел его.
- Артистам какого личностного склада, по-вашему, грозит звездная болезнь?
- Людям, которых недолюбили в детстве и которые в силу разных причин ощущают себя лицами второго сорта. Тогда в качестве компенсации возникает «звёздная болезнь» – как способ ложного самоутверждения. Я это говорю, исходя из собственных наблюдений: жизнь дарила мне встречи с настоящими титанами – Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Сергеем Скрипкой и многими другими Творцами. Они необычайно просты и естественны, потому что им не надо никому ничего доказывать. Личность на сцене всегда видна – даже если это студент.
Я считаю, что «звёздность» – это своего рода расстройство, когда самого себя возводишь в ранг кумира, идола.
- В одной из бесед на мой вопрос: «Какое качество вы больше всего цените в людях?» вы ответили: «Жизнерадостность». Но жизнерадостным способен быть и подлец. К тому же, по моим наблюдениям, подлецы часто бывают очень обаятельными. Как разграничивать?
- Я не считаю, что подлец способен быть жизнерадостным человеком! Он лишён дара любить жизнь, мир, людей, он в принципе не способен быть открытым и искренним. Как он может радоваться жизни, если своими поступками и действиями он демонстрирует ненависть к ней??
Шедевр Минкова
- Летом 2013 года «Культура» показала «Романтику романса», посвящённую памяти Марка Минкова. Вы исполнили композицию Минкова на стихи Евгения Евтушенко «Слушая песню Сольвейг». Я считаю эту вещь одной из самых значительных ваших творческих побед последнего времени. Можно узнать историю появления шедевра Минкова - Евтушенко в вашем репертуаре?
- Мне позвонила шеф-редактор «Романтики романса» Алла Сергеевна Гончарова и предложила исполнить эту вещь. Она сказала, что песня практически не известна, хотя в свое время её пели Муслим Магомаев и Лев Лещенко. При подготовке нового материала я никогда не слушаю записи других певцов и не смотрю видео, чтобы не впитывать чужие интонации. Я посмотрел ноты «Сольвейг» и понял, что заболел этой композицией! Песня сложна не вокально, а эмоционально-образно: за три минуты нужно суметь передать поворот от жизни к смерти.
Работая над песней, я задавался вопросом: ЧТО может пронзить человека так, что смерть потеряет для него свой ужас? И нашел ответ: только убеждённость, незыблемая вера, что наш уход в мир иной – это не конец. В песне Минкова очень четкий событийный ряд: человек лежит и умирает. Вспомните самые первые слова: «Лежу зажмурившись, в пустынном номере. И боль горчайшая, и боль сладчайшая…» Боль героя страшна настолько, что становится сладкой! А рядом – другой мир, где сосны, где солнце, где жизнь, свет, любовь. «Песня Сольвейг» Грига, по-моему, в данном случае становится голосом ангела, спасительной нитью для героя. Человек находится на грани смерти: он опустошен, измотан, болен. И происходит чудо, которое эту тьму от него отодвигает и возвращает его к жизни. Мне кажется, «Песня Сольвейг» Грига сама по себе не может обладать такой силой. Этой силой способна стать лишь Воля Божья, явленная через какое-то событие.
В финале («Когда умру я – а ведь умру я, а ведь умру я: уж так придётся!») я не услышал безнадежности и обречённости. Герой дозревает до понимания: не страшно уходить из этой жизни, когда ты знаешь, что есть другой мир, где нет боли и страданий, где тебя примут и простят!
Слава и роскошь
- Как-то я услышала от Дмитрия Диброва, что жизнь человека в современном мире базируется на четырёх китах: успех, слава, деньги, роскошь. Какое содержание вы вкладываете в каждое из этих понятий? Насколько каждое из них значимо для вас?
- Из этих понятий для меня ценно только одно – РОСКОШЬ. Я вкладываю в него тот смысл, о котором говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения». ДЕНЬГИ для меня всего лишь инструмент, позволяющий решать различные жизненные и творческие задачи. Деньги к человеку приходят, как правило, тогда, когда он профессионально и качественно делает свое дело. Понимаю, что мой взгляд несколько идеалистичен, и многие бы со мной поспорили – особенно в нашей стране! У нас, к сожалению, далеко не всегда люди, виртуозно делающие свое дело, получают за него достойное вознаграждение. Особенно это заметно, увы, в сфере культуры, медицины и образования.
УСПЕХ для меня – неотъемлемая часть того, что ты делаешь что-то очень нужное, важное и значимое для людей. Для меня понятие «успех» в чем-то синоним понятия «востребованность». В конце концов, только сам человек может оценить, успешен он или нет. И я, и вы наверняка знаем людей, которые живут в шикарных домах, ездят на престижных иномарках, отдыхают в пятизвёздочных отелях… Но если такой человек утром встаёт с мыслью, что ему вновь идти на нелюбимую работу, пусть даже она приносит солидный доход, можно ли считать его успешным? С точки зрения социума – скорее всего, да. С моей точки зрения – однозначно нет. Такой человек не испытывает РАДОСТЬ, которую невозможно купить за деньги. Я убежден: радость рождается тогда, когда человек занят любимым делом и общается с близкими по духу людьми. Недавно я прочел у одного психолога: «Радость – это побочный продукт правильно организованной деятельности». По-моему, гениально! То же самое я бы сказал об успехе. Что касается СЛАВЫ, опять же, для меня она не цель, а следствие. Когда люди будут нуждаться в твоем творчестве – с одной стороны; с другой – качество твоего музыкального продукта будет современным и в лучшем смысле коммерческим – тогда придёт и слава. Это в идеале. Хотя нередко я вижу, что слава не всегда приходит к истинно одаренным и достойным людям.
- Признайтесь честно: вам не бывает досадно, что у вас нет той медийности, которая есть у некоторых менее талантливых, чем вы, артистов?
- А причем тут медийность? Для меня важно только одно: бОльшая часть моих концертов проходит с аншлагами. А ещё у меня есть цель, к которой я иду. Для меня только это имеет значение!
Фото предоставлено автором