Культура

В Смоленске впервые выставят медальоны Толстого

3 апреля 2014 года в 15:37
Со 2 апреля экспозиция смоленской художественной галереи пополнилась сразу пятью экспонатами. Ранее они находились в реставрации и никогда ранее не выставлялись в галерее.

В зал русского искусства XVIII века вернулся знаменитый «Портрет неизвестной в светло-сером платье» кисти признанного мастера камерного портрета Федора Рокотова. Мерцающее в полумраке лицо дамы задумчиво, немного таинственно, на губах – едва уловимая улыбка, взгляд погружён в себя. Мягкость границ, размытость контуров изображения придают особый характер образу. Этот портрет – один из лучших в ряду произведений Федора Рокотова 1770-х годов. Не только многие смоляне, но и сотрудники музея успели соскучиться по этой работе.

Еще одно известное произведение, также находившееся в реставрации во Всероссийском художественно научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря, – «Золотой Рог. Босфор» Льва Феликсовича Лагорио. Этот блестящий живописец, мастер морского пейзажа представлен картиной, входившей в серию, написанную в 1880–1890-е годы. Эти пейзажи изображают Константинополь, города Крыма и Кавказа. Художника привлекало бледное утреннее освещение, создающее неожиданные, подчас едва уловимые эффекты, вроде случайно прорвавшегося из-за тумана солнечного луча. С другой стороны, Лагорио, несомненно, стремился написать большую галерею приморских городов. Подобные картины пользовались успехом у богатых заказчиков, строивших себе дворцы и дачи в разных уголках побережья и заходивших на своих яхтах в черноморские порты. Корабли, стоящие на рейде, дома, теряющиеся в дымке у подножия гор, уютные и гостеприимные бухты выглядели нерукотворными визитными карточками черноморских городов. К числу таких картин относится и наш вид Золотого Рога.

Из реставрации также вернулось произведение Джованни Паоло Паннини, которое введено в экспозицию впервые. «Религиозное шествие в Риме» - типичная итальянская ведута – подробный городской пейзаж. Рим, вдохновил его на создание исторических композиций, сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек, находящихся в разных частях города, но собранных вместе, как на представленной картине. Джованни Паннини был первым художником, специализировавшимся на подобного рода видах, и его многочисленные работы имели огромный успех у туристов. Эту картину теперь можно увидеть в залах западноевропейского искусства.

Никогда ранее не находились в экспозиции Художественной галереи медальоны Федора Толстого. Медальоны Федора Петровича Толстого «Битва при Фер-Шампенуазе» и «Освобождение Амстердама» принадлежат к знаменитой серии из 21 рельефа в духе классицизма, посвященной событиям Отечественной войны 1812 года и заграничным походам русской армии 1813-1814 годов. Это самый ранний памятник, вдохновленный победой над Наполеоном, – временем, когда героизм и гражданская ответственность стали частью повседневной жизни человека. «Я русский и горжусь сим именем. И желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника… дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское!».

Выбрав крупнейшие эпизоды, рисующие героическую борьбу русского народа за свое Отечество, Толстой облек их в аллегорическую форму, соединив монументальность древнегреческой скульптуры с ювелирным изяществом. Он сделал это без риторики, сохранил ясность и простоту сюжетного строя. Художник ни разу не прибегнул к традиционным изображениям полководцев и генералов, поставив в центре всех событий русский народ, подчеркнув его сплоченность в борьбе, воодушевленность и патриотизм. Продиктованная искренними патриотическими побуждениями работа над серией продолжалась более двадцати лет: с 1814 по 1836 год. Это лучший образец русского медальерного искусства XIX века и вершина творчества Федора Толстого-медальера.

Произведения приобрели широкую известность не только в России и снискали громкую славу художнику. Они неоднократно воспроизводились к памятным датам событий войны в самых различных материалах – гипсе, бронзе, меди, фарфоре, стекле.
Сюрпризы «Смоленского ковчега»
ИП Пельц Зоя Денисовна

Другие новости по теме