Культура

Приглашение длиною в век

26 октября 2009 года в 16:20
В воскресенье в художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника прошёл День открытых дверей. Он проводился в честь 100-летия открытия музея для широкой публики. Именно в этот день ровно 100 лет назад галерея впервые принимала всех желающих приобщиться к высокому искусству. И вот сегодня, ровно век спустя, первым посетителем музея оказался ветеран Великой Отечественной войны, служивший в военной разведке, Яков Никифорович Крылов.

Здание музея было построено в 1905 году по инициативе Марии Клавдиевны Тенишевой, известной русской меценатки, по проекту архитектора Сергея Малютина, при участии Виктора Михайловича Васнецова. Четыре года здание готовили для принятия посетителей. Научные сотрудники делали экспозицию, составляли каталоги. Предполагалось, что здесь будет экспонироваться всё то, что Мария Клавдиевна собирала многие годы: древнерусская живопись, прикладное искусство, произведения отечественных художников рубежа XIX-XX веков и работы зарубежных мастеров. Ей принадлежит открытие таких имён, как Александр Бенуа, Константин Сомов, Мария Якунчикова, и многих других авторов.
Мария Клавдиевна очень беспокоилась о своей коллекции и во время революции 1917 года увезла её в Париж, подальше от опасных событий в стране. Экспонаты побывали в парижском Лувре и многих городах Европы. Ходили слухи, что выставка никогда не вернётся в Смоленск, так как она пользовалась за границей огромной популярностью. Но Мария Клавдиевна всегда считала, что её коллекция должна принадлежать только Смоленску и ни один экспонат не может быть взят из неё и увезён в другое место.
В годы Великой Отечественной войны музею, как и всей нашей стране, пришлось нелегко. Фашисты очень быстро продвигались вперёд, захватывая и разоряя всё на своём пути. Первостепенной задачей для советского руководства на тот момент было организованное отступление, эвакуация населения и предприятий, а также постройка оборонительных рубежей для задержания неприятеля на пути к Москве. Об искусстве и музеях практически забыли - было не до них. Научные работники по собственной инициативе, не надеясь на поддержку властей, решили вывезти всё наиболее ценное. Евфросиния Васильевна Буркина, работавшая в то время заместителем директора музея по научной работе, была исключительно самоотверженным человеком. Она, несмотря на трудности, добилась того, чтобы председатель горисполкома выделил музею один железнодорожный вагон для эвакуации. Для сохранности экспонатов при перевозке необходимы были два вагона, но выбирать не приходилось. Сотрудницы музея своими руками грузили коллекцию на грузовики и поезд, стараясь обращаться с ней как можно осторожнее. Об этом ранее подробно писала "Смоленская газета". По первоначальному плану, коллекцию перевезли в город Горький (ныне Нижний Новгород), но существовала опасность его захвата гитлеровцами, и решено было отправить её в глубь страны, в Новосибирск. По пути следования музейных ценностей сотрудники галереи проявляли настоящий героизм, прямо под бомбардировкой собирали рассыпавшиеся экспонаты, советские солдаты и офицеры, несмотря на приказ спешно отступать, помогали им. Ещё более удивителен тот факт, что, когда по прибытии в Новосибирск провели опись, выяснилось, что ни один экспонат не утерян.
По понятным причинам эвакуировалось только самое ценное. Всего в фондах насчитывалось 65148 наименований экспонатов. При этом на восток увезли 26052 экспоната. Всё остальное оставалось здесь, в Смоленске. Ущерб музею от потери большей части коллекции составил 19 миллионов 695 тысяч рублей. После окончания войны коллекция, к сожалению, не целиком, вернулась в Смоленск, и в 1947 году музей вновь был открыт. Часть экспонатов позднее обнаружили в Польше, в городе Познани.
Коллекция имеет в своём составе поистине бесценные экспонаты. Не каждый музей может гордиться таким собранием – испанская живопись XVII века, работы западноевропейских мастеров XVI столетия, великолепные писаные иконы XV-XVI веков, представленные во всём многообразии иконописных школ, старинные резные иконы. Собрание периодически пополняется за счёт покупок и подарков меценатов.
Поздравляем всех сотрудников музея, являющихся продолжателями деятельности Марии Клавдиевны Тенишевой, с круглой датой, желаем галерее процветания, сохранения имеющейся коллекции и приобретения новых шедевров изобразительного искусства.

См. фоторепортаж здесь
Ave Maria и другие…
Творчеству поможет закон

Другие новости по теме