Культура

«Фантазии Фарятьева» как возврат к вере

29 октября 2013 года в 10:38
Смоленский камерный театр открыл свой юбилейный сезон замечательной премьерой – постановкой Сергея Тюжина классической пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Написанная 40 лет назад, она сразу привлекла лучшие актёрские и режиссёрские умы: в 1976 году её поставил Сергей Юрский, а уже в 1979 году «Фантазии» были экранизированы на «Ленфильме» Ильёй Авербахом.
Мы предложили высказаться о смоленской премьере занятым в спектакле актёрам – двум исполнителям главной роли. Итак, разрешите представить:

Алексей ПАРАСИЧ, 36 лет, окончил Смоленский колледж культуры (актёрский факультет) и Щукинское училище (режиссёрская мастерская Леонида Хейфица). В Камерном театре с 1992 года. Играл в спектаклях: «Недоросль», «Изобретательная влюблённая», «Маленькие трагедии», «Макбет», «Прикосновение», «Бешеные деньги», «…Кречинскаго!»…

«Фантазии Фарятьева» как возврат к вере

Олег МАРКОВКИН, 26 лет, окончил Смоленский государственный институт искусств (2009 год). В театре с 2008 года. Играл в спектаклях «Две стрелы», «Прощание в июне», «Башня Веселуха», «Шляпа волшебника», «Лесное происшествие», «Все мальчишки – дураки», «Индийская легенда».

– О чём этот спектакль?
Алексей Парасич: – Мы играем о том, что люди должны любить и понимать друг друга – это то, о чём говорит мой герой. Должны понимать, что мы – одно целое… Лично я говорю о том, что мы отошли от Бога, Россия отошла от Господа нашего Иисуса Христа. Я играю про это и об этом!.. У меня только эти мотивы! Мой Фарятьев – об этом, поэтому у меня постоянный спазм в горле. Потому что как только я начинаю говорить об этом, меня начинает трясти! Но об этом нужно говорить, нужно кричать!.. Нужно возвращаться к своей вере, к православию – вот об этом наш спектакль, на мой взгляд.
Олег Марковкин: – О нас, о нашем обществе!.. Мне кажется, здесь каждый человек видит что-то своё. Вот сегодня в зале было больше молодёжи, как я понял. Сегодня больше смеялись – народ видит себя в этом спектакле. Для него это отталкивающая реакция – он смеётся… Это же жизнь! Она такая и есть. Не могу сказать, что сюжет закрученный и замысловатый, просто действительно есть такие Фарятьевы – их единицы, а может – десятки…

– Какой ключ к пониманию образа Фарятьева?
А. П.: – Храм, конечно!.. Там учат любви к ближнему и всему-всему самому доброму!..
О. М.: – Сложный вопрос! Не могу сказать, из чего вырастает образ, из чего вырастает Фарятьев. Лично у меня Фарятьев не вырастает – он рождается, рождается во мне как человек. Никакой букет на сцене, никакая фраза этому не способствуют.
Я очень рад, что играю эту роль. Спасибо тем, кто мне её доверил! Есть рост, я чувствую, и это единственная моя роль, которую я очень тяжело переживаю. Возможно, у меня связано что-то личное с Фарятьевым, может быть, я хочу быть Фарятьевым по жизни (улыбается)…

– Ваш герой типичен или уникален?
А. П.: – Я вообще-то таких людей очень давно не встречал. Подобных – да: у меня был такой одноклассник. А вот Фарятьевых – нет, практически не видел… Они редко встречаются.
О. М.: – Нет, я таких не встречал, но для нашего времени это – идеальный герой, как Идиот у Достоевского.

– Как вы относитесь к фильму с Андреем Мироновым?
А. П.: – Я обожаю Андрея Миронова, это мой самый любимый артист!.. Я когда смотрел фильм, то поймал себя на мысли, что Андрей Миронов не мог иначе играть эту роль. Ведь он был глубоко драматическим актёром!.. И это – кино, это сложный процесс, я сейчас им занимаюсь и вижу, как его нужно математически просчитывать – съёмки, монтаж… Режиссёр Авербах снял картину по своему настроению и ощущению, как это было актуально на тот момент, а сейчас, спустя столько лет, смотреть этот фильм при современных ритмах, с нынешним потоком информации – невозможно! Поэтому я очень аккуратно к этому фильму отношусь, я его посмотрел, сделал для себя какие-то выводы и отложил в сторону. Нет, я его не пересматривал, когда работал над ролью. Режиссёр нашего спектакля просил меня этого не делать, да я и не стремился. Это – кино, другой вид искусства, и эта картина не может быть связана с сегодняшним временем.
О. М.: – Я посмотрел фильм после премьеры, так решил – не смотреть, пока не сыграю. Я очень люблю Миронова – как и все. Мы привыкли видеть его актёром комедийного плана. Здесь – серьёзная роль, и он меня очень порадовал тем, что сменил амплуа. А само кино… Мне не хватало чувств. Мне не хватало Фарятьева!.. Я считаю, режиссёр убил Фарятьева в этом фильме. Смотрите, Миронов ни разу не улыбнулся в кадре! Многие сцены я просто перематывал… Очень затянуто действие!

– Что вы испытываете, когда вашу роль играет другой актёр?
А. П.: – Во-первых, это не «моя» роль. Режиссёр, мой однокурсник Сергей Тюжин меня сразу поставил в пару с Олегом Марковкиным, поставил по каким-то своим педагогическим и организационным соображениям. Я долго не понимал этого, а потом решил, что мне и не надо этого понимать. Он вырвал меня из Москвы с боем – я там работаю режиссёром-оператором… Приходится ездить туда-сюда.
О. М.: – Я переживаю за человека, за партнёра, периодически проговариваю про себя текст. Если это вопрос про конкуренцию и актёрскую ревность, то такого никогда в моей жизни не было… Разные партнёрши? Играть с разными партнёршами – это всегда разные спектакли!.. Мне нравится этот режиссёрский ход. Я не считаю, что у нас два состава, – нет, есть четыре человека, которые играют по очереди. Тем более нет ни первых, ни вторых…

– Вы не боитесь втянуть негатив в свою жизнь через подобные спектакли?
А. П.: – Но ведь там нет настолько трагического финала!.. Фарятьев уснул, он не страдает. Он попал в свой фантастический мир – это лучшая часть его жизни. А из этого мира, реального, он закрылся и ушёл. И жизнь пошла дальше!.. Конечно, произошедшее ужасно, но нужно жить дальше. Я не думаю, что он сойдёт с ума, попадёт в психушку или убьёт себя. Думаю, он получил определённый опыт, возможно, Фарятьев ещё строже станет относиться к себе и ещё больше любить людей, быть к ним ещё более внимательным. Вот что может случиться с Фарятьевым.
О. М.: – (сразу) Нет! Наоборот, я доволен своей ролью! Сколько бы я ни играл в театре, я никогда не смешиваю актёрство со своей личной жизнью. У меня в жизни есть два мира – реальный, то есть дом, где я живу со своей женой и ребёнком, и мир ирреальный, фантастический – здесь, в театре. Здесь я в другом мире!.. Так было, есть и будет. Как говорит моя супруга, актёры – сумасшедшие люди, никогда их не поймёшь: они могут с утра до ночи репетировать, и ты не будешь ничего понимать – столько времени делали всего две фразы… Здесь совершенно другой мир, я не называю его работой – работа там, где я зарабатываю деньги. А здесь я для себя, для своего удовольствия…

«Фантазии Фарятьева» как возврат к вере

– Насколько современна пьеса Аллы Соколовой?
О. М.: – Полностью, абсолютно! Фарятьевы есть вокруг нас – пускай мало, но они есть. Я в это верю! Там есть и другие замечательные герои – Люба, мама… Неужели вы не встречали таких семей?! У всех нас на примете есть «вечная мама» – обязательно! Сегодня был случай: к нам на кассу приходила бабушка, взяла билеты на «Фарятьева» и сказала: «Я отдам их своей внучке – пусть она на себя посмотрит!..»

– О чём ещё нужно обязательно сказать в этом интервью?
А. П.: – У меня такая работа, что я очень много контактирую с людьми, и я вижу, что с ними происходит. Хочу пожелать, чтобы люди бережнее относились друг к другу, к своим родителям, друзьям, детям… Чтобы мы действительно были как одна большая семья – хотя бы в Смоленске! Тогда мы будем как крепость, потому что скоро могут начаться такие неприятные вещи, что мы будем просто вынуждены объединяться. И об этом должен говорить и говорит театр.

Фото: Сергей МУХАНОВ
Смоленщину ждёт череда культурных событий
Джазовая страсть в Смоленске

Другие новости по теме