Культура

Чеховский Иванов и Джон Леннон

21 июня 2013 года в 16:38
Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова закрывает 233-й сезон премьерой – на большой сцене будет дан чеховский «Иванов» в постановке Олега КУЗЬМИЩЕВА. Рассказ режиссёра о премьере получился достаточно неожиданным:

- Олег, в чём актуальность пьесы «Иванов» сейчас?
- Если мы уберём время действия, то пьеса становится абсолютно вневременной! Если не делать акцентов на поместьях и на лужках, то больше ничего древнего там нет. Отношения между людьми остались те же. То, что происходит с Ивановым и его окружением – это мотивы человеческого поведения испокон веков.
- Будет ли какая-то модернизация, осовременивание материала?
- Да, обязательно, в разумных пределах. Мы могли бы сделать чистейший костюмированный спектакль о тех временах, и это возможно, но мне это не очень интересно. Наше усовершенствование – в деталях. Прежде всего, это место действия: в затоне озера, на пляже, рядом с осокой. Смысл читается широко, кто захочет – найдёт множество ассоциаций. Например: перед ними простирается безбрежное море, куда они, собственно, никогда не попадут. Такое решение мы придумали с художником спектакля Светланой Архиповой.
- Почему вы взялись за пьесу, в центре которой – человек уставший от жизни, может быть, даже психически нездоровый…
- Ничего психически нездорового в нём не вижу – вполне нормальный, вменяемый человек, который попал в беду. Он просто потерял смысл жизни. Он понимает, что все его проекты, женитьба на женщине не своего круга, все попытки быть оригинальным и что-то с нуля сделать новое, замахнуться на весь мир – привели его к краху. Его просто общипали со всех сторон, он устал и утомился. Но Иванов у нас не утомлённый - усталый, он у нас защищается, сопротивляется – он кусается! И стреляется он в конце концов тоже очень активно! Плевать он хотел на это, ему уже всё надоело.
Любой разумный человек, который в этой жизни пытался что-то делать, особенно в России – это Иванов в той или иной степени. Просто кому-то повезло больше, кому-то меньше. Ему 36 лет, и он сдался. Потому что нет больше сил! Я не Гулливер, говорит он, тащить эти корабли, я не могу, я просто надорвался… У него виснут на руках и ногах, виснут! И ситуация, описанная в пьесе – это висение всех на нём! Он очень сильный человек, он очень долго не сдаётся…
- То есть, пьеса про сильного человека?
- Да, безусловно. Они же все его кусают: «Чего ты нюнишь? Возьми себя в руки. Улыбайся… Мне от тебя нужно твоё прежнее состояние, каким ты был раньше – мне это нравилось, мне было удобно!» «И мне было удобно» «И мне!..» «А теперь ты чего так себя ведёшь? Где твоё нормальное состояние? Мы все так хорошо существовали при нём!..»
Если бы Иванов был слабым человеком, он давно бы сломался! Он бы не попал в центр внимания, потому что слабые люди не попадают в центр внимания! Понимаете? В центр внимания попадают только люди сильные! А с ними как правило два варианта – или проскочил, или обречён. В принципе, обречены в большинстве случаев.
Но всё, что ни происходит вокруг Иванова, и даже всё, что делает он, выбираясь из этой ситуации – это достаточно смешно! Жанр нашего спектакля мы определи как «комическая» драма, так что приходите – хохотать будете!
- Кто сыграет Иванова?
- Были варианты, но мы сошлись на одном актёре – на Валерии Брыксине. В спектакле заняты в большинстве своём молодые актёры, из актёров старшего поколения – Анатолий Бибекин. Главный герой – нервный, добродушно-агрессивный, порой – неконтролирующий себя…
- Циничный?
- Нет, он не циничен. На мой взгляд, цинизм идёт от определённого типа ума – жёсткого, острого. А безалаберность, сходящая за цинизм, больше свойственна людям, которые не особенно жёстки. Ведь Иванов внутри не жёсток, не очень-то настроен прозревать вещи и потом вдруг резать правду-матку! (улыбается) Циник – это, на мой взгляд, человек, который говорит грубыми, злыми словами: «Вы заблуждаетесь!» А цинизм, как сейчас его принято понимать – это когда я что-то цинично-пошлое говорю. Нет, ни в коем случае! Циник говорит: «Что ты смотришь, что ты туда заглядываешь – это же дерьмо!» И мы: «О, какой цинизм!..» А он просто понял суть. Или думает, что понял суть дела. Вот в чём цинизм заключается. И наш Иванов не такой…
- Какой вспомогательной литературой вы пользовались, работая над постановкой?
- Я бы хотел посоветовать всем читателям и зрителям книгу «Чехов», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Автор – Алевтина Кузичева. Там очень много интересного, Чехов был совсем не таким старичком, каким его привыкли видеть… Почитайте! В книге есть эпиграф, слова Чехова: «Я верю в отдельного человека – будь он дворянин или мужик. Я верю в них как спасителей России, но их мало». Это – про Иванова в том числе.
- Насколько я понял, вы взяли канонический, последний вариант пьесы. Вы сравнивали другие варианты, которые есть в академическом собрании сочинений Чехова?
- Меня вполне устраивает этот вариант, я других и искать не собирался. В попытках что-то искать в архивах нет никакого смысла. Это – придание значения пустому месту. Он написал – вот его готовый текст, читайте! Это как Джон Леннон сказал: «Что вы от нас хотите? Что вы к нам пристали? Да, мы распались, но всё, что мы хотели сказать, есть в пластинках – идите, слушайте пластинки! Что вам надо от меня?» И вот: пьеса Чехова, она напечатана. Я её читаю. Или я вижу то, что считаю для себя важным, или не вижу. Всё.
- Вы чувствуете себя Ивановым?
- Да, наверное, да!
- Тогда расскажите, как вам живётся? В чём ваш конфликт?
- Мы сюда приехали 22 года назад, молодыми и здоровыми. Мы сейчас не молоды, но здоровы. Мы 22 года в общежитии живём с семьёй! У меня дочери 15 лет! И ничего не делается для того, чтобы у нас было хоть какое-то движение вперёд, хоть какая-то перспектива! Мне – 50, недавно отметил юбилей. Это – Смоленск. Именно этот город. Вот его расплата со мной!
- Как вы преодолеваете этот дискомфорт?
- Да плевать я хотел на всё! Очень просто. Чихать мне на всё, что меня окружает и пытается сломать. Меня всё равно не сломаешь! Я сломаюсь сам, как ветка. Это несомненно произойдёт когда-нибудь, но это не значит, что я боюсь этого.
- Не ожидал, что вы с таким уважением относитесь к Леннону…
- Да, я очень уважаю эту фигуру. Сложный человек, разумеется, ломаный. Так извините, его так прессовали с самого детства – надо иметь прочность, чтобы не сломаться! Он предпринимал попытки БЫТЬ – как Иванов. Быть не таким как все. «Я хочу попробовать, я хочу доказать, что мы, люди, можем существовать интереснее»! Нашёл Йоко Оно... И что он в ответ получал? «Где ты взял эту страшную женщину?» И ведь это он слышал и терпел каждый день… Леннон в ответ закрывался и язвил. Цинизм – вот его черта! Очень остроумный цинизм. Леннон – циник в чистейшем виде, на мой взгляд! Он всё понимает, поэтому по поводу каких-то вещей говорит грубо и грязно. Человек тоже сломался – в 1974 году, когда перестал писать музыку и шесть лет занимался семьёй, сыном. Это тоже одна из попыток переждать: мне плохо, может, пройдёт это моё состояние? Видимо, дождался, отсиделся в берлоге – судя по тому, каким получился его последний альбом, «Двойная фантазия». Люди, которые понимают, что их окружает, безусловно, очень родственны.

ПОСТСКРИПТУМ

Сирано и Огольянц

Олег КУЗЬМИЩЕВ – один из самых востребованных актёров на смоленских подмостках. В его послужном списке не просто главные роли – его герои подчас антиподы, как персонажи «Сирано де Бержерака» и «Этюдов любви». Окончил Свердловский государственный театральный институт (актёрский факультет, 1991 год), Российскую академию театрального искусства (режиссёрский факультет, 2007 год).

– Мои родители из Тамбовской губернии, но родился я очень далеко отсюда, в Алтайском крае. Своей второй родиной я сам считаю места, куда меня в детстве возили, – это Урал с его прекрасной и поистине величественной природой. Я очень долго привыкал и до сих пор привыкаю к средней русской полосе.
Два курса отучился на следственно-криминалистическом факультете, в то время я совсем и не помышлял об актёрской карьере. Решение прийти в театр пришло совершенно неожиданно – бросаю всё и там же, в Екатеринбурге, поступаю в театральное училище, которое в том же году стало институтом. Моей дипломной работой был спектакль «Иванов» Антона Чехова, кроме того, выпускники сделали большой концерт, своеобразный дайджест лучших отрывков, которые мы набрали за время учёбы. В 1991 году я приехал в Смоленск и вот уже 19 лет работаю в драмтеатре.

Из интервью «Смоленской газете», июнь 2010 года
Юные художники подарили Смоленску картины
Обнаруженный в Смоленске храм был монастырским

Другие новости по теме