Начиная серию интервью с признанными мастерами искусств, живущими в Смоленске, мы не предполагали столь горького лейтмотива: творческая интеллигенция во многом оказалась отрезанной от подготовки к юбилею. Об этом прямо или косвенно говорили народные художники России Владимир Ельчанинов и Геннадий Намеровский, председатель Смоленского отделения Всероссийского музыкального общества Раиса Ермишина, скульптор, заслуженный художник России Людмила Ельчанинова.
Подтвердил этот тезис и наш сегодняшний собеседник, председатель Смоленского регионального отделения Союза дизайнеров России, заслуженный работник культуры РФ Юрий ТРУСОВ. Впрочем, тема разговора получилась шире: что можно успеть в оставшееся время, с точки зрения дизайнера, или – с чего хотя бы начать? Да и потом: жизнь в Смоленске не прекратится с празднованием юбилея…
Союз стильных
- Как давно создана ваша организация? Что является для неё «кузницей кадров»?
- Смоленское региональное отделение Союза дизайнеров России существует 17-й год. Отцами-основателями были выпускники элитных учебных заведений – Строгановки, Мухинки, Минского театрально-художественного института – Михаил Шведов, Виталий Трубаев, Эдуард Чесаков, Светослав Арайс, Нелли Мамеева, Майя Вялых, Ольга Шадрина и ваш покорный слуга.
Отделение было создано в 1996 году. Нас тогда насчитывалось 11 человек. С тех прошло много времени, у нас появился свой офис на улице Маяковского, небольшая материальная база, но самое главное – в Союзе объединились лучшие профессионалы Смоленска. Цель организации – развитие дизайна на Смоленщине. Чтобы стать членом Союза дизайнеров России, нужно пройти достаточно серьёзный отбор в собственном профессиональном сообществе. Именно коллеги определяют профессиональный уровень претендента. Ведь сейчас, любая домохозяйка может назвать себя дизайнером, посмотрев журналы или картинки в интернете…
В настоящий момент наша организация выросла до 52-х членов. Очень радует, что в последние пять лет к нам приходят молодые профессиональные дизайнеры, которых, собственно говоря, мы и воспитали, поскольку 12 членов нашего Союза работают преподавателями на кафедрах дизайна в СмолГУ и других учебных заведениях Смоленска.
Чья выставка будет первой
- Где можно увидеть работы смоленских дизайнеров?
- Все дизайнеры, члены Союза, активно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках и конкурсах. В 2012 году мы сами организовали пять выставок. Одну из них провели в Минске. Это была как бы визитная карточка смоленского дизайна в Республике Беларусь. Должен сказать, что это не первый наш творческий контакт с коллегами из Беларуси. Четыре выставки мы провели Смоленске. Самая значимая из них – это межрегиональная выставка «Дизайн молодых», экспозиция которой была развёрнута в выставочном зале СмолГУ. На ней экспонировались работы молодых дизайнеров из девяти регионов России. Открытия наших выставок всегда широко освещаются в средствах массовой информации, а выставочные залы доступны для каждого посетителя.
Смоленские авторы добились больших профессиональных успехов во всех номинациях дизайна, развивающихся на Смоленщине. Перечисление всех участников и победителей самых престижных выставок и конкурсов заняло бы очень много времени, но имена некоторых, всё же хотелось бы назвать. Это Михаил Шведов, Олег Симоненков, Ирина Новикова, Григорий Татуев, Екатерина Кожевникова, Виталий Цубер, Татьяна Шутова, Ольга Шадрина, Вера Яковлева. Особо хотелось бы отметить дизайнеров модельеров, их профессионализм и творческую активность – Марину Романовскую, Татьяну Селякову, Ольгу Кузьмину, Елену Пожилову, Елену Рыбальченко, и, конечно же, Марину Новикову и Екатерину Ковалёву, которые демонстрировали свои модели в театре Пьера Кардена и на Международном конкурсе моделей и талантов в США.
Смоленское региональное отделение готовится к большой международной выставке «Дизайн Содружества – 2013». Мы подали заявку на её проведение в стенах «юбилейного объекта», Культурно-выставочного центра имени Тенишевых, в сентябре-октябре. Это не первая масштабная выставка в Смоленске, которую мы организуем, поэтому опыт проведения подобных мероприятий у нас есть.
- Насколько я понимаю, ваша заявка является первой на проведение выставки в здании КВЦ, которое сейчас активно достраивается. С вами как с дизайнерами и с будущими пользователями КВЦ как-то обсуждалось его внутренне устройство, интерьер?
- Обсуждалось, но не более того.
На фото: пример работы Юрия Трусова: интерьер гостиной.
Невидимые горизонты
- Откуда берутся заказы в регионе?
- В регионе активно развиваются определённые направления дизайна – графический (реклама, полиграфия и т.д.) и дизайн интерьера, в основном по частным заказам. Поэтому плоды этой деятельности каждый может увидеть на улицах города, в общественных интерьерах, в объектах общепита. Меньше – средовой и предметный дизайн. Пожалуй, совсем нет разработок промышленного дизайна.
Наши дизайнеры-модельеры достигли ощутимых профессиональных результатов на выставках и конкурсах. Но дизайн-проект предполагает реализацию. А реализация всегда связана с каким либо производством, с промышленностью. И здесь тоже есть проблемы.
К сожалению, у нас не очень развит средовой и ландшафтный дизайн, который подразумевает благоустройство городских территорий…
- Почему, как вы считаете? Вроде бы, он всех касается, мэрия выделяет деньги…
- Возможно, деньги и выделяются, но конкретных действий, объявлений конкурсов по благоустройству скверов, парков, разработке объектов городского дизайна нет. Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: мало что делается.
- Ну как же, а урны в виде пушек?..
- Есть хорошее слово «китч», означающее безвкусицу, низкопробное искусство. Вот это – как раз пример китча.
- Давайте рассмотрим элементы городской среды с точки зрения дизайна…
- Уличные фонари: могли бы быть эксклюзивными, а не выпускающимися в массовом порядке. Скамейки: увы, за много лет я не видел в Смоленске ни одной красивой общественной скамьи!.. Городское озеленение: оно должно проектироваться исходя из общего контекста, в общем комплексе культурно-исторической и градостроительной ситуации.
Дальше. Возьмите столь распространённые сейчас ограждения административных учреждений, школ и частных многоэтажных домов – это обыкновенный металлический забор, никаких эстетических задач здесь никто перед собой не ставит, – лишь бы дешевле.
Очень раздражает реклама. В Москве, вы знаете, её сейчас активно убирают, а у нас повсюду вывески, «лапики» магазинов на фасадах: несуразный яркий кусочек – это кем-то утверждается?!.
- Как же, по фасадам была принята специальная программа действий…
- Что касается центра города, там какие-то проекты делались, правда, не знаю, кем. Очевидно, что толку от этого мало: помните лимонно-жёлтый дом возле мэрии? Сейчас он немножко потух, выгорел на солнце, но неужели он был таким исторически? Кто-то должен это контролировать?!
- Чем не доминанта? Или необходимо стремиться к единой гамме? Помните, в советские годы всё было серым, все ругали эту серость…
- «Вырви глаз», случайных цветовых решений быть не должно. К фасадам на каждой улице надо подходить исходя из сложившейся культурно- исторической и градостроительной ситуации. Вообще, любой подход к городской среде должен быть только комплексным! Если улица старинная, историческая, нужно поднять архивные данные – какими эти фасады были ранее. Если было авторское решение архитектора, то мы не можем его игнорировать. Я сторонник культурно – исторического подхода в работе над дизайном архитектурной среды в старинных городах России, таких как Смоленск.
- Могут ли принять участие в формировании внешнего облика Смоленска сами горожане?
- У меня вызывает недоумение, почему городские власти не проводят творческих конкурсов (не путать с тендерами, где кто дешевле предложит – тот и победитель) среди дизайнеров и архитекторов? Скажем, на лучшее благоустройство сквера, лучшую автобусную остановку, на лучшую городскую скамью (парковую, уличную, дворовую), лучший уличный фонарь и т. д. – с общественным обсуждением, с выставкой представленных проектов. Пусть победитель получит приз за лучшую идею, а горожане – уютную среду обитания! Это не требует особых средств, каких-то запредельных технологий: фирм, которые занимаются ковкой, у нас в городе полным-полно – пожалуйста! Но они же сами дизайнерский продукт не создадут… Поэтому у нас и появляются пушки в виде урн!..
Общественное достояние
- Хорошо, давайте от того, что снаружи, перейдём вовнутрь. Есть ли в Смоленске интерьеры, которые нужно обязательно сберечь?
- Считаю, что однозначно нужно сохранить интерьер кинотеатра «Октябрь» . Насколько это ценно с точки зрения искусства – Бог его знает, но во всяком случае это памятник прошлой эпохе. Равно как и интерьер железнодорожного вокзала, где висят огромные копии картин известного советского живописца Непринцева. В этом уже определённый интерес, колорит того времени. Зачем вообще перестраивать и уничтожать памятники определённой эпохи? Тем более, это вот-вот станет историей – кинотеатр открыт в 1948 году… «Октябрь» нужно отреставрировать с использованием современных материалов, чтобы он засиял по-новому, отреставрировать росписи, которые создавались специально для этого объекта. Я был удивлён, когда у нас удалили скульптурные группы с Колхозной площади и у стадиона «Спартак». Да, они были из недолговечного материала, который разрушался, да наивны в своей мифологии, но их снос – это неправильно! Я сторонник того, что знаки эпохи нельзя уничтожать, ничего достойного нельзя сносить. Это никакая не коммунистическая идеология, это – памятники эпохи! Которые, кстати, на контрасте великолепно вписываются в современность. Другое дело, что нельзя, чтобы это выглядело убого, как сейчас – тот же кинотеатр «Октябрь».
- Давайте определим городские объекты, которые требуют внимания и защиты в первую очередь…
- Пожалуйста: стадион «Спартак». Он великолепно вписан в ландшафт. Архитекторы, которые проектировали стадион, просто гениально «посадили» его на этот рельеф. Это – памятник эпохи, это – лицо Смоленска, как «Октябрь» и железнодорожный вокзал.
Знаете, я бы вообще весь исторический центр Смоленска обрабатывал бы миллиметр за миллиметром, реставрировал, убирал ненужное новое, прежде всего – это рекламу никчемную, вывески дешёвые, чтобы они не портили фасады. Не нужно столько новодела в исторической части – только тогда можно что-то сохранить!
И ещё. Вот мы говорим о цветовом решении фасадов, а ведь всё это – ничто по сравнению с кафе, возводимым на Октябрьской революции! Исходя из какой градостроительной логики оно появилось в этом месте??
На фото: Юрий Трусов был победителем конкурса на объект городского дизайна «Смоленск героический», посвящённый 1150-летию Смоленска, проводимого городским управлением. Этот объект планировалось установить в сквере на ул. Карла Маркса. Но в итоге всё остановилось из-за отсутствия финансирования.