Правила игры для четырёх солистов

Фото: © из личного архива артистов

Культура

Правила игры для четырёх солистов

1 марта 2024 года в 08:20

«Весна, цветы и музыка любви» – пожалуй, самые главные составляющие женского праздника. И замечательное название для программы, которую 8 марта на сцене концертного зала областной филармонии исполнит Российский квартет саксофонистов. Коллектив, давно знакомый смоленской публике и столь же давно ею любимый. Пожалуй, это любовь с первого выступления квартета в нашем городе. И, что важно, любовь взаимная…

Нескучные гастроли

– Мы очень рады в очередной раз приехать в ваш давно полюбившийся нам город, к нашей любимой публике. К тому же играть в этом по-настоящему живом зале с замечательной и неповторимой акустикой – всегда особое наслаждение.

– И что за музыку любви услышит на этот раз смоленская публика?

– В этой программе будет много самых разных произведений: элегантная классика, стильный джаз, зажигательные ритмы Испании и Латинской Америки, саундтреки из кинофильмов… В общем, всё то, что поднимает настроение и вызывает положительные эмоции.

– Вы к каждому концерту готовите новую программу?

– Конечно, у нас есть несколько готовых программ, чтобы предложить организаторам концертов. Из них три – самые звёздные и забойные, которые заходят во всех залах и прекрасно воспринимаются публикой разного возраста и разных вкусовых предпочтений.

Но, как мы всегда отмечаем, Российский квартет саксофонистов не ищет лёгких путей. Сделать за пару летних месяцев две концертные программы и потом катать их по нашей необъятной Родине и ни о чём не думать – мы так не умеем. Даже в концертных турах на пять-семь городов мы используем как минимум четыре-пять программ.

– Причём к выбору каждой мы относимся очень тщательно и, пожалуй, тратим на это большую часть наших нервов и сил. Потому что очень часто приходится корректировать всё буквально в последний момент, ведь многое зависит от зала, его акустики. Так что у нас есть запасной список произведений, из которого мы можем что-то сконструировать.

– Или так бывает: мы планируем одну программу, а приезжаем в город и понимаем, что публика настроена на иную музыку, поскольку очень часто саксофон ассоциируется с джазом. И нам приходится разбавлять классику джазом, чтобы доставить удовольствие слушателям.

– Однажды у нас был концерт в очень далёкой уральской глубинке – далёкой прежде всего от понимания мира академического искусства. Мы только въехали в город и сразу поняли: некоторые произведения придётся убирать из программы. И меняли всё буквально на ходу – по дороге к залу.

– Мы с большим интересом следим за творчеством подобных коллективов во всём мире. И часто наше внимание привлекают коллеги из Германии, на сайте у которых висит афиша с анонсами программ на год вперёд, где под каждой датой прописана полная программа. Наверное, мы тоже могли бы сделать так, но прекрасно понимаем, что по факту всё равно придётся всё менять по обстоятельствам.

Фото: © из личного архива артистов

С уважением к автору

– Насколько я помню, на вашем предыдущем выступлении в Смоленске на фестивале имени Глинки вы представили совершенно новую программу…

– Да, это была программа, подготовленная специально для этого фестиваля. И, конечно же, центральным произведением стало сочинение Михаила Ивановича Глинки. Мы решили обыграть эту тему и с исторической точки зрения. Поэтому открыли концерт музыкой Листа, который был современником Глинки. А потом, чтобы показать преемственность поколений, исполнили сочинение одного из участников «Могучей кучки» – Модеста Мусоргского.

– Мусоргского кто аранжировал?

– Илья, он у нас занимается всеми аранжировками.

– У меня получилось сделать это довольно быстро. Я услышал версию для струнного ансамбля и подумал, что может получиться интересно. Правда, партитуру пришлось сильно ужать, поскольку на любом струнном инструменте можно взять три-четыре ноты одновременно, а на саксофоне только одну. Кроме того, мы решили не играть полную версию этого произведения, так как оно довольно большое, и закончить его на радостной ноте, а не так, как в оригинале.

– Часто приходится купировать оригиналы?

– Нет, это скорее исключение. Обычно мы стараемся играть в оригинальной версии, ничего не сокращая и сохраняя структуру и тональность.

– Тут ещё надо понимать, что любая купюра – это не элемент какого-то пренебрежения к оригиналу, просто приходится учитывать специфику наших инструментов. То есть не всякая музыка, написанная, например, для тех же струнных, одинаково хорошо прозвучит и в составе четырёх саксофонов. Часто это требует изменения темпа и каких-то экспериментов с формой.

Мы исполняем как симфонические произведения, так и камерные и даже клавирные – то есть написанные для фортепиано. И каждый раз перед Ильёй стоит серьёзная задача: ужать симфоническую партитуру до четырёх саксофонов или клавирное сочинение, исполняемое двумя руками, разложить на восемь. Но всегда это делается с полным и глубоким уважением к композиторам, к творчеству которых мы прикасаемся.

Не разочаровать публику

– А как вы относитесь к современной академической музыке?

– Она нам очень близка. В своё время мы имели возможность сыграть аж две премьеры молодых, но очень талантливых композиторов. И эта музыка, безусловно, очень интересная, хотя весьма специфичная и понятная далеко не всем слушателям.

– Кстати, несколько лет назад на одном из концертов в Смоленске мы играли музыку Ефрема Подгайца – две его пьесы для квартета саксофонов. И на фестивале современной музыки в Нижнем Новгороде мы тоже часто выступаем.

Словом, мы современную музыку любим. И любим её исполнять. Однако понимаем, что она подходит далеко не всем слушателям. И иногда очень сложно наполнить ею концертную программу, чтобы не разочаровать публику с её определёнными ожиданиями.

– Вот недавно у нас был совершенно фантастический концерт в драматическом театре Чебоксар. И, пожалуй, это был единственный город, где мы позволили себе сыграть все те произведения, которые раньше исполняли только в стенах Российской академии музыки, где учились.

– А вообще мы всеядны – любим очень многие стили, жанры и направления. И в наш репертуар входят произведения очень многих исторических эпох. Включая и самые современные…

– Учитывая, что вам приходится выступать перед самой разной аудиторией, скажите, реакция публики на ваших концертах всегда одинакова?

– В провинции публика менее сдержанна в своих эмоциях, чем в столице. Нас везде довольно горячо принимают, но при этом москвичи будто выдерживают некий такт, не позволяя себе выдать чуть более бурную реакцию, чем необходимо.

То же самое и в северных регионах. Нас долго не отпускают со сцены, мы играем один бис за другим, но шквала эмоций, как в том же Смоленске, там не выдают. Никого не хочется обижать – просто такое интересное наблюдение…

Справка «СГ»

Российский квартет саксофонистов – уникальный музыкальный коллектив, состоящий из молодых исполнителей-виртуозов: Владимира Кознова (сопрано-саксофон), Геннадия Полуяктова (альт-саксофон), Станислава Пялова (тенор-саксофон) и Ильи Богомола (баритон-саксофон).

Все участники квартета – выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных, окончившие её под наставничеством основателя класса академического саксофона Маргариты Шапошниковой, а также профессора Владислава Вальса.

Осенью 2016 года квартет прошёл стажировку в Любеке (Германия), где принял участие в мастер-классах участников Quatuor Habanera (Франция).

В 2018 году коллектив стал финалистом и лауреатом телевизионного проекта «Квартет 4х4» на канале «Культура», а также победителем Международного конкурса ансамблей «Национальная коллекция 2018».

Артисты Российского квартета саксофонистов являются постоянными участниками престижных международных фестивалей, ведут активное сотрудничество с российскими и зарубежными музыкальными компаниями, много гастролируют и занимаются преподавательской деятельностью.

«Каждый концерт квартета – увлекательное и незабываемое музыкальное путешествие от барочных произведений Баха до музыки французских импрессионистов, от русских романтиков до лучших образцов джаза и эстрады», – уверены музыкальные критики.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU


Премьера за премьерой
В Смоленске состоялся финал творческого направления конкурса «Единой России» «Знаете, каким он парнем был!»