Под старый клавесин…

Фото: © Музей-усадьба М.И. Глинки

Культура

Под старый клавесин…

22 февраля 2024 года в 14:32

15 февраля – в числе дат, которые в Музее-усадьбе М.И. Глинки отмечаются ежегодно. В день памяти композитора здесь всегда многолюдно. Обязательно вспоминают его жизнь и творчество, возлагают цветы к бюсту. А ещё неизменным атрибутом этого дня является музыка. Самая разная. На этот раз барочная – в исполнении Камерного оркестра МГУ имени М.В. Ломоносова…

Печаль светла

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине. Причиной послужила тривиальная простуда, обострившая хроническую болезнь печени. Композитора похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, но по настоянию его младшей сестры Людмилы в мае того же года прах перевезли в Санкт-Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище. Любопытный факт: гроб с прахом во время перевозки в Россию был упакован в картон с надписью «Фарфор» – что весьма символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры его оперы «Жизнь за царя».

День памяти Глинки – дата, конечно, печальная, – говорит заместитель директора Смоленского музея-заповедника Анастасия ТИХОНОВА. – Но эта печаль светла, потому что мы помним о нём. О нём напоминает и этот дом, и щебет птиц в нём, который так любил при жизни сам композитор. Дом живёт, принимая многочисленных гостей. И в память о Глинке здесь звучит музыка.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о жизни и творчестве Михаила Ивановича Глинки, послушать музыку, – замечает заведующая Музеем-усадьбой М.И. Глинки Татьяна ЧИБИСОВА. – Неоднократно в этот день звучала здесь и музыка самого Глинки, и народная, которая лежала в основе его творчества. А сегодня мы услышим произведения композиторов, которых любил он сам…

Фото: © Елена Белых

Музыкальные истории

Программу «(не)Оперные истории» представили вниманию публики музыканты Камерного оркестра МГУ имени Ломоносова. И для Музея-усадьбы М.И. Глинки это была премьера.

Как все российские музыканты, мы бесконечно ценим творчество Михаила Ивановича Глинки, – говорит Екатерина ДРЯЗЖИНА (флейта). – Но так получается, что наш коллектив основной своей деятельностью, отчасти исследовательской, отчасти исполнительской, выбрал музыку эпохи барокко. Мы изучаем старинную манеру исполнения и используем инструменты, соответствующие тому времени. Глинка много учился у европейских композиторов – мы знаем, что он часто путешествовал и изучал музыку в Италии, Германии, Франции…

В исполнении оркестра прозвучали сочинения Фукса, Генделя, Телемана, Баха, Локателли, Кванца. И как минимум одно из этих имён действительно связано с музыкальными интересами Михаила Глинки: известно, что в 1856 году он уезжал в Берлин, где занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха.

Обращали на себя внимание и инструменты, на которых играли музыканты: клавесин, виола да гамба, барочная скрипка и разные флейты. И хотя программа называлась «(не)Оперные истории», несколько арий из опер в ней всё же прозвучали – в исполнении солистки Елизаветы Белоконь (сопрано).

Я лично связана корнями с этой землёй, – признаётся Екатерина Дрязжина. – И здесь в усадьбе висит портрет моей прапрапрапрабабушки Пелагеи Лукьяновны Друцкой-Соколинской (Боборыкиной), девичий альбом которой со стихами кавалеров и рисунками подруг хранится в нашей семье. Вот такие интересные параллели…

Фото: © Елена Белых

В интерьерах усадьбы

Увидеть этот портрет в интерьере усадьбы смогли все, кто отправился на экскурсию. А дополнительным сюрпризом для гостей стали две выставки, размещённые в залах музея.

Первая, «Ложатся на холсты преданья старины», стала итогом серии одноимённых пленэров, организованных Смоленским областным краеведческим обществом в рамках проекта «Краеведческий марафон». Выставка небольшая, но весьма содержательная и интересная. В её экспозицию вошли работы четырёх смоленских художников: Сергея Богомолова, Веры Самариной, Владимира Петькова и Александра Зорина, а также фотохудожника Вячеслава Флиманкова.

Вторая, «Фотографии смолян конца XIX – начала XX века», предоставлена коллекционером Александром ШКОЛЬНИКОВЫМ.

Я довольно долго коллекционирую различные артефакты: вещи, документы, фотографии, которые относятся к истории Смоленска и Смоленщины дореволюционного периода, – поясняет Александр Школьников. – На этой выставке представлены порядка 140 фотографий, сделанных в Смоленских фотомастерских, о чём свидетельствуют соответствующие клейма. К сожалению, многих изображённых на них людей мы уже не сможем опознать, однако некоторые портреты снабжены подписями. Здесь представители разных семей и сословий, в том числе знаменитых дворянских фамилий: Энгельгардты, Глинки. Все одеты в самое лучшее, поскольку каждый поход к фотографу был в то время значительным событием.

Интересно, что в экспозиции довольно много детских портретов. Что удивительно, потому что процесс фотографирования был тогда довольно длительным, и необходимость сидеть неподвижно в течение нескольких минут трудно давалась даже взрослым. Кстати, Михаил Иванович Глинка тоже не любил фотографироваться именно поэтому – этот факт описала в своей книге его сестра Людмила Шестакова.

Фото: © Музей-усадьба М.И. Глинки

Большой юбилей

2024 год для Михаила Глинки юбилейный – 1 июня исполняется 220 лет со дня рождения композитора. И эту дату планируют широко отметить во многих регионах, но прежде всего на родине основоположника русской симфонической музыки.

Общественность и правительство Смоленщины горячо откликнулись на эту дату, – говорит советник-эксперт областного министерства культуры Надежда ДЕВЕРИЛИНА. – Создан оргкомитет под председательством вице-губернатора Анастасии Гапеевой. Он уже заседал, и было принято много интересных решений. Уже можно с уверенностью сказать: нас ждут большие праздники. Маэстро Валерий Гергиев выиграл грант и планирует сделать в Смоленске три концерта, в том числе представить оперу Глинки «Иван Сусанин» на площади Ленина. В этом году будет большой музыкальный фестиваль имени Глинки со значительно расширенной программой. И, конечно, праздник в Новоспасском.

Радостно, что на юбилей Михаила Ивановича Глинки откликнулась не только наша область, но и вся Россия, – добавляет Татьяна Чибисова. – Ещё с конца прошлого года в адрес музея стали поступать всевозможные приглашения. Нас приглашают принять участие в конференциях и фестивалях, привезти выставки. Уже готова выставка о жизни и творчестве Глинки для Ульяновска, где будет проходить большой фестиваль. Определены темы наших выступлений на конференциях, которые организуют консерватории в разных городах. Российское музыкальное общество приглашает нас на свои мероприятия… Словом, имя Михаила Ивановича Глинки будет звучать в этом году особенно часто и практически повсеместно…

Фото: © Музей-усадьба М.И. Глинки

Справка «СГ»

Камерный оркестр Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова был создан в 1967 году альтистом оркестра Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Эдуардом Михайловичем Гиндиным – необыкновенным человеком и талантливым музыкантом. Задуманный как камерный оркестр механико-математического факультета, он уже с сентября 1967 года стал общеуниверситетским.

Камерный оркестр МГУ дважды получал первый приз на всесоюзных фестивалях самодеятельного творчества трудящихся и стал лауреатом двух фестивалей любительских камерных оркестров в Ереване.

Коллектив принимает участие во всех торжественных церемониях университета. Кроме того, ежегодно даёт семь-восемь концертов с полными программами на разных площадках Москвы и Подмосковья.

В составе оркестра – 15 человек. Начиная с 1990 года всё большее место в его программах занимает ранняя музыка Германии, Италии, Англии и Франции.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

В деревне Санаторий Борок Смоленского района отремонтируют клуб «Днепр»
В традициях народного творчества