Алёна Дроздова: живопись в пространстве любви

Фото: © Елена Белых и Виктор Минченко

Культура

Алёна Дроздова: живопись в пространстве любви

12 ноября 2023 года в 20:26

В Доме художника открылась персональная выставка Алёны ДРОЗДОВОЙ «На земле и на небе». Эта экспозиция – посвящение двум ушедшим в прошлом году художникам: Евгению Дроздову и Нине Агеевой. В ней много глубоких работ с философским подтекстом. Работ, приглашающих не столько к созерцанию прекрасного, сколько к размышлению на вечные темы скоротечности бытия и смысла жизни. Работ, наполненных такой любовью и светом, что их энергия заполняет всё пространство вокруг…

Фото: © Елена Белых и Виктор Минченко

Живущим на Небе

Идея этой выставки родилась год назад, когда буквально один за другим ушли два дорогих мне человека и замечательных художника: мой папа Евгений Дмитриевич Дроздов и Нина Ипполитовна Агеева, – говорит Алёна Дроздова. – Они были моими большими друзьями, коллегами и главными советчиками. И так получилось, что их уход в феврале и марте 2022 года совпал ещё и с началом активных военных действий. Жизнь изменилась. Изменилось моё мироощущение и самосознание. Острее стала чувствоваться уязвимость, краткость и ценность каждого дня и всего живого. Прекраснее стали воспоминания из детства, ощущения радости и мощи красоты мира и природы…

Центральная работа экспозиции – триптих «Трудитесь на земле, и да поможет вам Бог». Собственно от неё и оформилась идея названия выставки.

Это о том, что каждый человек, кем бы он ни был по профессии, должен просто делать свою работу, надеясь на Божию помощь. Особенно в какие-то тяжёлые моменты жизни. Поэтому здесь в центре человек-труженик, а с ним рядом Михаил Архангел и Георгий Победоносец – небесное воинство, которое помогает ему на Земле и на Небе.

Концепция выставки легко просматривается в работах, где земное перекликается с небесным. Сиюминутная радость – с глубокими размышлениями. Яркие краски природы – с прозрачностью горних высот. Детские воспоминания – с памятью об ушедших.

Мне очень повезло с учителями-наставниками в художественной школе и в колледже института искусств. Это были замечательные люди: Вадим Михайлович Пресняков, Виталий Павлович Рыбаков, Анатолий Илларионович Попов. Не могу также не вспомнить и о Владимире Васильевиче Ельчанинове, чьи работы, восхищающие меня и сейчас, я с детства видела в нашем доме и его мастерской. На выставке есть посвящённый ему натюрморт с калиной, которую он любил писать. Папа, Нина Ипполитовна Агеева, другие любимые художники. Их уже нет на Земле, но они живут в работах, нашей памяти и на Небе…

Фото: © Елена Белых и Виктор Минченко

Папина дочка

Основную часть экспозиции выставки представляют работы, выполненные в последние пять лет. Но есть и несколько ранних, самая старшая из которых датирована 1999 годом. А самая свежая, «Улетают», написана буквально к этой выставке.

Идею этой работы мне подсказал папа. Он озвучил мне её незадолго до смерти, когда в последний раз приходил в мастерскую. Она получилась немного стилизованной и очень символичной – как некое живописное завещание. Моё воплощение папиной мысли – то, как я её увидела.

Алёна Дроздова – состоявшийся художник со своим узнаваемым почерком. И при этом в её манере письма заметно влияние отцовского творчества – как прямое продолжение эстетического подхода к живописи Евгения Дроздова.

Это неосознанно происходит. Наверное, как следствие постоянного погружения в атмосферу папиной живописи. Это всё с детства идущие вещи, которые откладываются на уровне подсознания. Конечно, я папино продолжение. И в творчестве тоже. Я вообще его работы вижу лучше, чем свои. Мне даже порой кажется, что мои как будто написаны разными людьми и в них пока нет той художественной цельности, как у папы.

Как и Евгений Дроздов, Алёна мастерски работает с цветом, подчиняя своей воле живописную стихию с её особенной жизнью, способной передавать эмоции и чувства.

Натурные пейзажные работы я долго не делаю. Буквально: пришла, увидела, написала. Там всё на каком-то порыве, поскольку важно первое впечатление, сиюминутные ощущения – то, что зацепило, заставило остановиться. И сделанное на улице я очень редко переписываю. А вот какие-то сюжетные картины могут в итоге получиться совсем другими, чем задумывались. Здесь есть работа, где я сижу в пустой мастерской и вокруг ничего нет – только чистый холст, окно и ожидание чего-то нового. Хотя вначале я просто хотела написать интерьер своей мастерской к выставке «В мастерской художника». А в итоге получилась какая-то раздумчивая работа.

Таких «раздумчивых» работ на этой выставке немало. Интересно, что именно Нина Агеева говорила Алёне о том, что той «нужно писать картины, а не только этюды, пейзажи и прочую красоту».

Это моя первая выставка на втором этаже Дома художника. Хотя здесь мой второй дом – я тут, можно сказать, выросла во всех смыслах. Даже помню новогодние праздники, которые устраивались здесь для детей художников.

Как часть тех детских воспоминаний – автопортрет у новогодней ёлки, который практически открывает экспозицию. А дальше два зала прекрасной живописи, что радует взгляд, вызывает эмоции и даёт повод к размышлениям.

Конечно, я горжусь дочерью, – признаётся Галина ДРОЗДОВА. – Очень рада, что она стала преемницей отца в искусстве и при этом нашла свою нишу, свой путь. Алёна пишет проникновенно, с чувством. У неё всё очень мощно, эмоционально. Да, мощно – это, пожалуй, первое, что приходит на ум…

Фото: © Елена Белых и Виктор Минченко

Говорят коллеги

Лариса ШУЛИКА:

Алёна Дроздова – это художник, работы которого выходят за рамки холста, заполняя собой пространство. В каждую из них можно вписать себя и ощутить тот воздух, что там есть. Мне кажется, что такое умение работать с пространством – одно из самых ценных качеств художника.

И ещё. Я когда-то спросила у Евгения Дмитриевича Дроздова, как писать пейзаж. Он сказал, что надо просто передавать, что видишь, всеми силами души. Так вот мне кажется, что каждая работа здесь написана именно так – всеми силами души.

Анна ЗИМИНА:

Один мой знакомый художник сказал как-то о работах другого: «В них такая любовь!» И это было неким эталонным выражением того, что речь идёт о произведениях действительно настоящего мастера. И, на мой взгляд, в работах Алёны Дроздовой тоже есть эта любовь. К окружающему миру, людям, всему пространству вокруг. Она и чувствует, и умеет передать это в работах.

Алексей КОСТЕНКОВ:

Выставка интересная. Она получилась разноплановой, ведь здесь и пленэрная живопись, и работа с сюжетом. А вообще творчество Алёны Дроздовой подразумевает по-настоящему глубокое погружение в философию, поскольку многие работы требуют серьёзного осмысления.

Татьяна РЕЗНИК:

Мне выставка очень понравилась – она светлая, разнообразная и производит очень доброе впечатление. В работах Алёны просто буйство цвета, которым она просто мастерски распоряжается. И это действительно думающий художник, способный создавать сюжетные картины – их далеко не все могут написать.

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Фото: © Елена Белых и Виктор Минченко

Ольга Суркова

Приглашение к менуэту
Две сестры — Беларусь и Россия