Смоленск и Витебск в рифмах истории
Культура

Смоленск и Витебск в рифмах истории

19 августа 2023 года в 10:50

В Витебске в рамках XXXII Международного фестиваля искусств «Славянский базар» открылась планшетная выставка «Смоленская крепость и Витебская ратуша. Рифмы истории». В ней сотрудники музеев по обе стороны границы попытались найти что-то общее в истории двух уникальных архитектурных объектов – символов этих городов…

Корни общего древа

Такой совместный российско-белорусский выставочный проект стал возможен благодаря соглашению о сотрудничестве, которое было заключено в апреле этого года двумя музеями: «Смоленской крепостью» и Витебским областным краеведческим. И кураторов у проекта тоже два: Валерий Шишанов из Витебска и Демьян Валуев из Смоленска – оба музейные работники и кандидаты исторических наук.

Выставка небольшая по объёму – всего три планшета, или шесть поверхностей. Каждая рассказывает об истории обоих объектов: о начале строительства в конце XVI века, утратах во время русско-польских войн XVII века, Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной, восстановлении и музеефикации.

– Этой выставкой мы хотели показать то, что связывает наши города и страны, – говорит главный научный сотрудник Государственного музея «Смоленская крепость» Демьян ВАЛУЕВ. – А это прежде всего богатое культурное наследие, корни которого переплетаются в глубине веков и сохраняют свою значимость корней нашего общего культурного древа.

Смоленская крепость и Витебская ратуша – два уникальных объекта, которые, по сути, являются символами наших городов. Рассказывая свою историю, они в чём-то дополняют друг друга. И в этих рифмах много символичного.

– Идея этой выставки родилась у вас?

– Это, можно сказать, удачный пример, когда у разных людей в различных местах возникают практически идентичные мысли. Мы готовили эту выставку в соавторстве с учёным секретарём Витебского областного краеведческого музея Валерием Ивановичем Шишановым. Он прекрасно знает историю Витебской ратуши и очень давно искал некую нестандартную форму рассказа о ней.

Мы же в свою очередь, когда создавали свой музей, сразу стали налаживать связи с соседями, из которых Витебск – ближайший. Собственно, так, объединив усилия, мы и создали этот совместный проект, который показывает историческую общность судеб Смоленска и Витебска.

Хочу заметить, что выставка родилась в довольно короткие сроки. В общей сложности работа длилась месяц с небольшим. Потому что материал уже был накоплен – всё, можно сказать, просилось наружу, только ждало своего часа. Теперь он пробил.

Символы героизма

– Демьян Валерьевич, работая над проектом, вы сделали какие-то открытия для себя?

– Да, открытия были, и очень интересные. Не скажу, что мы здесь первопроходцы, – просто так бывает, что есть какие-то факты, они известны, но на них никто не обращает внимания.

Понятно, что и ратуша, и крепость – объекты достаточно древние, и в их судьбе не могло не быть пересечений. Прежде всего мы обратили внимание на визиты правителей – причём не только императоров или царей, но и великих князей литовских. И такие интересные вещи вдруг стали попадаться.

Вот, например, 1654 год. Царь Алексей Михайлович возвращает Смоленск под контроль Москвы. В это же время идёт война с Речью Посполитой, и на какое-то время под властью Москвы оказывается и Витебск. И через десять лет после событий в Смоленске появляется документ, по которому витебских мастеров глиняного дела, горшечников и кирпичников, направляют к нам на ремонт крепостной стены. А потом следующий документ, что новые мастера едут на смену предыдущим. Эти документы были опубликованы, но остались без внимания. А ведь это то, что нас сближает. Там указаны конкретные имена, фамилии, и это может оказаться темой для дальнейшего поиска. Возможно, найдутся какие-то отдалённые потомки этих людей, которые до сих пор живут в Витебске.

Ну и, конечно, войны, общие враги – это то, что тоже нас связывает. Потому что многие герои войны 1812 года и Великой Отечественной отличились в сражениях и в Смоленске, и в Витебске. И отсюда ещё очень важная связь этих объектов: в Витебске символом героической истории была ратуша, а в Смоленске – крепость.

Опять же, многие исследователи, которые изучали смоленские и витебские древности, обращали внимание и на ратушу, и на крепость. Например, Иван Макарович Хозеров – выдающийся смоленский учёный, который в том числе обстоятельно занимался историей и архитектурными деталями крепостной стены, в конце двадцатых годов прошлого века приезжал в Полоцк и Витебск, где общался с представителями местного музейного сообщества. Так что всё связывается в единый клубок. И эта выставка для нас – возможность понять эти связи и переплетения.

Утраченные части

– Ещё, на мой взгляд, любопытный момент: в Смоленске ведь когда-то тоже была ратуша…

– …а в Витебске крепость. И тот, и другой объекты есть на планах, которые используются на этой выставке.

Вот, к примеру, чертёж Алексея Михайловича 1664 года, на котором видно, что в Витебской крепости было два замка: верхний и нижний. А сейчас только так называемый «Духовский круглик», восстановленный на месте одноимённой башни, – единственное напоминание о той крепости. От неё уже в восемнадцатом веке практически ничего не осталось, потому что основные постройки были деревянными и только некоторые башни каменными. На самом деле, это уникальный чертёж, который хранится в Российском архиве древних актов.

А вот план Гондиуса 1630-х годов, где можно увидеть Смоленскую ратушу. Она стояла на месте, где сейчас главный корпус сельскохозяйственной академии. Кстати, оба плана сделаны примерно в одно время, и на них мы видим много точек пересечения, показывающих, что смысловые центры здесь были едиными, – вот он, язык города.

И тот факт, что сегодня в Витебске нет крепости, но есть ратуша, а в Смоленске – наоборот, подтолкнул нас воспользоваться этим обстоятельством и показать нашу общую историю через судьбы этих уникальных архитектурных объектов.

– А как вы относитесь к тому, что выставка открывается в рамках международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»?

– Это замечательно! Потому что одна из главных целей этого фестиваля – создавать такие площадки взаимодействия двух народов. Создавать некую основу для дальнейшего культурного строительства.

И очень хорошо, что выставка органично вписалась в рамки «Славянского базара», став его частью. Это даёт повод подумать нам с витебскими коллегами и найти ещё какие-то интересные темы, чтобы через год открыть уже новую выставку.

Справка «СГ»

Ратуша в Витебске – одна из нескольких сохранившихся в Беларуси городских ратуш.

Первое, деревянное, здание ратуши было возведено в 1597 году, когда город получил Магдебургское право. На основе этого права в Витебске был создан выборный орган самоуправления – магистрат. Он-то и заседал в ратуше.

Это здание было разрушено в 1624 году и восстановлено только спустя двадцать лет. Впрочем, позже деревянная ратуша не раз сгорала во время пожаров и отстраивалась заново. В последний раз – в 1752 году.

А в 1775 году на месте прежней была построена кирпичная ратуша. Это здание в перестроенном виде сохранилось до наших дней. Сейчас в ней находится Витебский областной краеведческий музей.

Кстати, в народе ратушу нередко называют «каланчой». А всё потому, что в XIX веке башня ратуши действительно выполняла функции пожарной каланчи.

Смоленская крепостная стена – памятник русского оборонительного зодчества, одна из крупнейших крепостей мира, символ российской истории и государственности.

Построена на рубеже XVI–XVII веков по личному указу царя Фёдора Иоанновича.

Проектировал крепость и руководил работами по её возведению выдающийся русский зодчий Фёдор Конь – автор Белого города в Москве. Используя классические приёмы, применявшиеся при строительстве Московского кремля, мастер внёс и много нового. Так, Смоленская крепость получилась гораздо выше, поскольку в ней решено было сделать трёхъярусную систему боя.

Материалы готовили и собирали всем миром. Причём на время возведения Смоленской крепости всем жителям Московии было строжайше запрещено вести любое каменное строительство. В итоге грандиозное сооружение было практически готово уже через четыре года, хотя ещё два года ушло на мелкие работы.

В 1602 году крепость освятили. И Смоленск получил не только надёжное оборонительное укрепление, но и великолепный памятник архитектуры.

Фото: Елена БЕЛЫХ и пресс-центр Международного фестиваля искусств «Славянский базар»

Ольга Суркова

Смолянам рассказали о фирменном стиле 1160-летия города-героя
Смолянам расскажут, сколько национальностей проживает в России