Культура

Закулисье Татьяны Куриловой

19 декабря 2012 года в 10:31
Все смоленские любители театра хорошо знают эту женщину: Татьяна Курилова, заслуженная артистка России, ведущая актриса Камерного театра, супруга его художественного руководителя Николая Парасича, мама актёра Алексея Парасича. В этом году Татьяна Александровна отметила юбилей, в театре состоялся её бенефис. Юбилей стал поводом оглянуться назад. Тем более что уходящий год оказался очень непростым для Камерного и его руководителя…

- Как прошёл бенефис? Есть ли в этом слове для вас привкус горечи?
- Я боялась бенефиса и поначалу не хотела его. Многие наши артисты серьёзно заболевали после бенефисов. Подведение итогов – это как подведение некой черты самому себе…
Я даже не ожидала, что всё будет так замечательно! Пришли друзья, которые знают наш театр, и вечер получился очень тёплым. Не было парада: «Ой, у меня такие роли!» Да, они разнообразные, и мы показали зрителям видео, и живьём сыграли несколько фрагментов, но это не было похоже на отчёт. В моей творческой жизни не было этапов «хочу сыграть вот это». Я играла то, что было нужно для театра. Именно так я живу и работаю в Смоленске – вот уже 24 года.
- Вы работали в разных театрах, в различных условиях. Что самое сложное в профессии актрисы?
- Для того чтобы выйти на сцену свободным, нужно порой такие преграды преодолеть!.. Зависть, козни, режиссёрские симпатии-антипатии и так далее. Пока ты доберёшься, дойдёшь до творчества, у тебя остаётся лишь какая-то часть, 15 процентов того, что ты могла бы выдать. Всё это очень мешало нам, когда мы работали в других театрах, и здесь мы постарались создать такой театр, чтобы этого не было. Не могу сказать, что у нас совсем-совсем нет, допустим, зависти, но с самого начала при создании коллектива в него была заложена взаимопомощь. Если бы не помогали, мы бы не выжили!
- Насколько тяжело работать в театре с собственным мужем?
- Да, мы всегда вместе. Ещё когда были просто артистами, постоянно жили только театром – и дома говорили только о нём. У Парасича чувство правды просто колоссальное! Он всегда знает, что нужно сделать на сцене, чтобы была видна линия роли. Поэтому у меня всегда было доверие к нему. Но мне стало гораздо сложнее, когда он возглавил театр. Потому что всё, что поднимается снизу, от коллектива, я воспринимала как призыв к действию, как необходимость решать возникающие вопросы. Причём далеко не всегда защищать мужа и помогать ему – так что он меня в сердцах называл «профсоюзным деятелем». Бывали периоды очень сложные, но всё равно мы приходили к единому знаменателю: мы вместе работаем, вместе идём по жизни, это – главное для нас.
- Какими качествами должен обладать режиссёр с точки зрения актрисы?
- Во-первых, богатым воображением и оригинальным видением. Во-вторых, настойчивостью. Потому что мы все по-разному воспринимаем материал, и если режиссёр не способен убедить нас в своём видении, артисты не идут за ним. Или возникает ситуация, когда артистам не интересно, куда идёт режиссёр.
- Должен ли он быть диктатором? Говорят, все большие режиссёры – именно диктаторы…
- Наверное, да. Если у артиста нет внутренней дисциплины, то его нужно ставить в довольно жёсткие рамки, в которых он бы двигался вперёд. А если даже всего один артист в коллективе работает с прохладцей, он постепенно начинает за собой утягивать всех. Это очень заразительно. Постепенно все требования могут сойти на нет, и всем будет всё равно. И уже не будет открытий, потрясений, а ведь мы все ждём от театра какого-то чуда, откровения…
- Каково это – быть мамой актёра?
- Если бы Алексей занимался только актёрской профессией – это было бы замечательно, и он вырос бы в неплохого артиста. В нём с детства была энергия, живость… Он ищет себя, ему интересна профессия кинооператора, и он занимается этой работой в Москве. Знаете, мне очень легко, я обожаю моменты, когда играю вместе с сыном и мужем на одной сцене. Даже если взять такой страшный спектакль, как «Семья вурдалака» – от игры с ними я получаю удовольствие. При таком понимании друг друга можно делать очень интересные вещи.
- Какими своими ролями вы гордитесь? Что на особом счету находится?
- То, что трудно давалось. Маргарита в «Нельской башне», «Бред вдвоём», Валентина в «Сиреневом платье Валентины».
- О чём вы думаете, когда оглядываетесь назад?
- В моей творческой жизни в Смоленске огромную роль сыграли те люди, которые были с нами: Владимир Решетнёв, Ирина Мартемьянова, супруги Барзуновы, Александр Бобров… Эти люди – корифеи сцены, настолько преданные театру и любящие его, что именно рядом с ними было легко работать, и нашему театру – жить и подниматься. Мы долго шли с ними вместе. Решетнёв когда уходил из театра – уже он заболел серьёзно – говорил: «Только доведите до конца строительство! Пусть будет пристройка! Пожалуйста, не уходите никуда, пока она не появится!..» У нас здесь гастролировал театр из Орла, и нам один из актёров сказал: «В этом здании есть какая-то сила, вас охраняющая. Думаю, у вас всё будет очень хорошо!» Я почему-то думаю, что у нас сохраняется присутствие Владимира Александровича и Ирины Леонидовны. Думаю, они где-то рядом, это – охранители нашего театра!

Фото: Николай ДЕМЕНТЬЕВ
Смолянка снова стала лауреатом международных Достоевских чтений
Смоленская группа выступила на популярном интернет-ТВ

Другие новости по теме