Феникс похорошел
Культура

Феникс похорошел

15 сентября 2009 года в 10:28
2255

В субботу в Смоленске открывается II Всероссийский кинофестиваль "Золотой Феникс". Как уже сообщалось, приз фестиваля и его символ – серебряная с позолотой фигурка мифической птицы Феникс работы смоленского ювелира, живописца и графика Алексея ДОВГАНЯ – в этом году претерпела изменения. Мы встретились с Алексеем Николаевичем в его мастерской на ул. Тухачевского.

- Речь идёт не о принципиальных изменениях, - рассказывает художник, - а об изменениях, я бы так сказал, в сторону большей пластичности фигуры. Просто я немного "вычистил" поверхность, "вычистил" движение. Лаконичнее стали крылья, или, точнее сказать, детали, напоминающие крылья, поскольку здесь всё - стилизация. В этом году мы не стали делать подставку в виде камня, так как и в прошлом году заказать камень такой формы, которая соответствовала бы замыслу, не удалось. В конце концов пришлось довольствоваться тем, что есть. Получилось неплохо, но хотелось бы большей лёгкости во всём этом призе. Почему мы и заказали стеклянные подставки в виде параллелепипедов с лазерной гравировкой, близкие по стилистике к псевдорусскому стилю.
- Приз выполнен в стиле, ассоциирующемся с господствующим в русском искусстве в начале XX века модерном. Если продолжить ассоциацию, можно было бы связать это течение с именем Марии Тенишевой, то есть со Смоленском… Об этом упоминалось в прошлом году.
- Более точно стиль, в котором выполнен приз "Золотого Феникса", надо было бы назвать "вспоминая русский модерн". Признаться, я не раз задумывался над тем, почему кинематографисты так любят этот художественный стиль. И пришёл к выводу, что ведь время расцвета русского модерна совпадает с эпохой возрождения кино. В смысле Ренессанса… Это время, когда открытия в области кинематографа делались каждый день, когда кинематограф стал уходить от театра в сторону искусства кино. Отсюда и это пристрастие. Во всяком случае, так я сам себе это объясняю.
Любое искусство, любой процесс в обществе "раскачивается" сначала в сторону усложнения, а затем упрощения. Не примитивизма, а именно упрощения. И здесь также желание обобщить и упростить. Вот поэтому такой стиль и у приза. Мы сохранили этот стиль. А идеологически это действительно объясняется тем, что расцвет стиля "русский модерн" на Смоленщине связан с именем Марии Клавдиевны Тенишевой.
- Призы, а ведь их много: большой и маленькие - были изготовлены в мастерской Владислава Аксёнова "Амарант"?
- Я бы уточнил: в сотрудничестве с мастерской Аксёнова. Его задача - тиражировать некие промежуточные заготовки. То есть часть технической работы выполнена им. Работа с металлом – технологически непростой процесс: очищение его и т.д. А уже в обработке материала очень много сложностей. Большая проблема в Смоленске найти площади для производства. Красносельское училище художественной обработки металла, которое я окончил, ничем не отличается от театральных учебных заведений, где учат всему: и режиссуре, и музыке, и танцу, и сценической речи, и литературе. Так и нас учили абсолютно всему, что связано с металлом. Мне очень нравится этим заниматься, хотя в процессе работы над тиражом я ненавижу этого Феникса и готов всё бросить. А вот прошло две недели – и я вижу, что надо изменить в следующем году.
- Фестивалей теперь много, уже придуман термин "фестивализация", у всех есть какая-то атрибутика, словом, есть с чем сравнивать. Вам это не мешало?
- Мне очень нравится фирменный стиль "Золотого Феникса", разработанный молодым дизайнером Сергеем Хильковым. А любое исполнение напрямую зависит от культуры заказчика. Заказчик у нас, слава богу, культурный. И не просто. У него голова набита примерами. То есть он имеет представление, как это должно быть. Ко мне отнеслись бережно.
Когда появилась сама идея фестиваля, естественно, возник вопрос о призе. Призы у нас уже делали к другим фестивалям. Почему отказались от скульпторов, я не знаю. Может быть, потому что у мировых фестивалей (Московский, Каннский, Венецианский и другие) призы делают исключительно ювелиры. Даже автор этого страшного Оскара - ювелир.

Двухэтажными бывают не только дома…
Песни России – Смоленщине

Rambler's Top100