Культура

И в разруху думали о культуре

11 сентября 2009 года в 16:53
1639

Как бы ни оценивалась сегодня Октябрьская революция, надо отдать должное новой власти, которая сразу же активно начала проводить в жизнь многие декреты и постановления, касающиеся культуры. В этом отношении для Смоленщины показателен 1919 год, когда шла ещё Гражданская война и в стране была разруха. Однако первые культурные мероприятия наблюдаются по документам уже в 1918 году. Ведущая роль в культурном строительстве принадлежала дореволюционной интеллигенции, несмотря на то, что нередко командовали ею невежественные партийные руководители. Достаточно упомянуть здесь М.И. Погодина, педагога, краеведа, этнографа, музейного работника, земского деятеля, который помог выйти в люди крестьянскому пареньку Михаилу Исаковскому, будущему поэту-песеннику. И таких людей в губернии было немало. Они всеми силами стремились сохранить лучшее из наследия прошлого. Посмотрим, что говорят об этом архивные документы.
4 апреля 1919 года вышло постановление губоно о музеях и охране памятников искусства.
В октябре 1918 года создана народная консерватория. Деятельность её видна из августовского отчёта совета народной консерватории. Смоленская народная консерватория основана по инициативе местного подотдела оркестрантов, внешкольного подотдела городского совета народного образования и группы местных музыкантов-специалистов, которыми и выработана программа и конституция народной консерватории. Насколько велика была потребность в ней, свидетельствует то обстоятельство, что для приёма поступило свыше тысячи прошений... Совет консерватории стремится как можно чаще давать учащимся слушать музыку. С этой целью еженедельно устраивались для учащихся концерты, которым предшествовали краткие биографические сведения об исполняемых композиторах. Таких концертов в стенах консерватории было дано семь. С 30 марта эти концерты переносятся во Дворец труда, чтобы посещать их имели возможность широкие массы рабочих и красноармейцев. Началу концерта предшествует лекция. Кроме того, консерваторией дано было пять летучих концертов в селениях: Новый Двор, Талашкино, Кощино, Вонлярово и Кардымово. Летучие концерты предшествуются также лекцией. Всего бесплатных концертов дано 23. Задача консерватории — насаждение музыкального просвещения в рабочей среде, а также подготовка специалистов-регентов, которые в течение трехлетнего курса должны ознакомиться со всеми деталями техники управления хором и составлением программ для народных концертов. Особое внимание обращается на изучение ими русской народной и художественной песни.
Об открытии в Смоленске художественного музея говорится в корреспонденции "Известий Смоленского Совета" от 20 сентября 1919 года: "Губернским подотделом по делам музеев и охраны памятников старины и искусства в помещении подотдела (здание бывшего губернского земства) открыт музей картин. (В настоящее время – здание горсовета. – Прим. авт.). Открытие этого музея – крупное культурное приобретение для Смоленска... Большинство находящихся в музее картин и других предметов искусства собрано подотделом из разных мест Смоленской губернии, преимущественно из помещичьих усадеб, где им угрожала опасность расхищения и гибели. В музее имеются произведения русских художников Маковского, Шишкина, Пастернака, братьев Александра и Альберта Бенуа, Малютина, Рериха, Стеллецкого, Ходовецкого (мастер начала прошлого столетия) и других. Среди работ заграничных художников есть имена Тенирса (старинный голландский мастер), Штеска (немецкий художник), Брандта (польский художник прошлого столетия) и многих других. Имеется несколько работ, принадлежащих кисти неизвестных мастеров... Посещается музей очень слабо — заходят местные художники и любители искусства, обозреватели из массы совершенно отсутствуют. Это можно объяснить тем, что о музее мало ещё кто знает. Между тем посетить музей нужно рекомендовать каждому, такие музеи в провинции редкость, и Смоленск случайно оказался в этом отношении счастливее других. Подотдел по делам музеев должен приложить все усилия, чтобы привлечь в музей как можно больше посетителей-массовиков".
Тогда же в губернии было создано несколько секций, работа которых видна из отчёта подотдела искусств с октября 1919 г. по январь 1920 г. О театральной секции. "Разработав в начале октября план организации при подотделе искусств мастерских: костюмерно-прокатной, костюмерно-производственной, декоративной, бутафорской и мастерской по изготовлению грима театральная секция, войдя в соглашение с Союзом работников искусств, работали над созданием в Смоленске первого пролетарского государственного театра. 27 декабря 1919 г. состоялось открытие названного театра, а на 1 января 1920 г. всего в театре дано было спектаклей драматических – два, оперных — два, всего четыре".
В октябре 1919 г. была организована фотокиносекция. О ней в отчёте сказано: "1. Фотокиносекция снабжает уездные кинотеатры, отпуская в прокат из имеющейся при секции фильмотеки кинофильмы. 2. Устраивает сеансы бесплатные для красноармейцев гарнизона г. Смоленска. 3. Секцией в начале декабря произведён учет фотосырья и фотофабрикатов в городе. Соответствующее распоряжение сделано и по губернии, из некоторых уездов уже начали поступать сведения по фотоделу. Учёт сырья фотофабрикатов произведён с целью создания фотографического кабинета при фотокиносекции".
И о секции детского творчества. Она была создана 15 сентября 1919 г. "Задачи секции — теоретическая разработка вопросов эстетического воспитания в обновлённой школе, организация показательных спектаклей, выставок, мастерских и т.п., а также всемерная помощь школам в этой области, если начинания школы не расходятся коренным образом со взглядами секции. Полагая, что работа секции должна протекать при живом и непосредственном участии школьных работников, секцией был организован для них ряд докладов, бесед и лекций по вопросам эстетического воспитания".
Как видим, для основной массы неграмотных и малограмотных жителей Смоленщины, особенно подрастающего поколения, эти первые начинания по культурному строительству имели огромное значение, объективную оценку которому дало время.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕТСКИЙ КИНОРЕЖИССЁР Илья ФРЭЗ
Двухэтажными бывают не только дома…

Rambler's Top100