Церковь и общество

По заветам святителя Луки

21 ноября 2018 года в 16:03

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 31 октября – 3 ноября 2018 года Фондом Андрея Первозванного было организовано принесение в Смоленскую епархию ковчега с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.

Принесение в Смоленскую епархию ковчега с мощами святителя Луки, несомненно, стало одним из самых значимых событий в православной жизни региона в уходящем году. За время пребывания святыни в пределах Смоленской епархии приложиться к ковчегу с мощами святителя Луки пришли более 27 тысяч человек.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) без сомнения является одним из самых ярких и почитаемых народом православных святых, живших в XX веке. Поскольку святитель Лука при земной жизни много помогал людям как врач и хирург, верующие обращаются к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и немощах. Имеются многочисленные свидетельства о помощи святителя.

Врач, священник, патриот

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 года в Керчи. Талантливый живописец, он отказался от карьеры художника и поступил на медицинский факультет Киевского университета. После блестяще сданных выпускных экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении стать земским врачом.

В 1915 году выходит его книга «Регионарная анестезия», прекрасно иллюстрированная самим автором. Вскоре она удостаивается премии Варшавского университета как лучшее произведение, пролагающее новые пути в медицине. Валентин Феликсович одним из первых начал делать сложные операции на желчных путях, желудке, кишечнике, сердце и мозге. Многим слепым он вернул зрение.

В страшное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испугавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает рукоположение. Будучи священником, он оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди.

Почти 11 лет он провёл в тюрьмах и ссылках по сфабрикованным делам. Его вызывали в Ленинград, и лично Киров уговаривал его снять сан, после чего обещал тут же предоставить ему институт. Но Владыка не согласился даже на печатание своей книги без указания сана.

Когда началась Великая Отечественная война, архиепископ Лука находился в ссылке. Оттуда он написал письмо всероссийскому старосте М.И. Калинину с просьбой направить его на фронт, где он может быть наиболее полезным. А ссылку обязывался добыть после войны. За книгу «Очерки гнойной хирургии» он был награжден Сталинской премией. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Архиепископ Лука – автор более 55-ти научных трудов по хирургии и анатомии, и одновременно – почти 1300 проповедей, половина которых составили 12 толстых томов.

В мае 1946 года владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских церквей.

В последние годы жизни святитель работал над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

До последних дней жизни святитель продолжал служение, несмотря на серьёзное заболевание глаз. Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года.

В ноябре 1995 года Указом Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. На общецерковном уровне архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.

Миссия исцеления

Образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) побуждает к размышлениям на очень значимую тему взаимоотношений Церкви и медицины, тему духовных и моральных основ медицинской науки и практики, тему профессии медика как служения.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам IV Всероссийского съезда православных врачей, отмечал: «Миссия исцеления всегда была миссией Церкви, начиная со служения Господа Иисуса Христа. Он не только учил людей – Он их исцелял, и мы знаем, что община первых христиан, апостольская община, в центре своего служения также имела исцеление… Люди, страдающие от телесных недугов, помимо облегчения физической боли, нередко нуждаются в духовной поддержке и утешении. Именно поэтому Церковь и работники сферы здравоохранения призваны к взаимодействию, к числу важнейших направлений которого относится пастырское окормление людей, находящихся в лечебных учреждениях. Общение с духовенством, посещение богослужений, участие в Таинствах дают больным силы бороться с немощами».

Даже краткое перечисление основных направлений церковно-государственного сотрудничества в сфере здравоохранения иллюстрирует глубину и многогранность взаимопроникновения церковного и медицинского служения. Смоленское здравоохранение – яркий и убедительный пример такого взаимодействия.

«Мы можем констатировать, что в Смоленской области накоплен определённый опыт практического взаимодействия Церкви и медицинского сообщества в самых разных направлениях; государственно-церковное соработничество в сфере здравоохранения имеет юридическую основу, – отметил в Пленарном докладе митрополит Смоленский и Дорогобужский ИСИДОР на международной научно-просветительской конференции «Молитва врача. Профессия и служение», которая состоялась в Смоленском государственном медицинском университете в июне 2017 года. – 16 августа 2013 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Смоленской епархией Русской Православной Церкви и Департаментом Смоленской области по здравоохранению. Это соглашение определяет широкий круг областей совместной работы, общей целью которой является забота о здоровье жителей нашей области. Это развитие оказания медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни, оказание медицинской помощи социально уязвимым группам населения, обеспечение ухода за больными на дому и в стационарных учреждениях здравоохранения, взаимодействие в сфере благотворительности и милосердия, обеспечение поддержки и защиты института семьи, материнства и детства. В Соглашении определён ряд направлений, которые можно охарактеризовать как работа в области православного просвещения медицинских работников и духовно-нравственного воспитания учащихся высших и средних специальных медицинских учреждений. Необходимо отметить, что одним из важных принципов взаимодействия Соглашение определяет через стремление к возрождению духовных традиций русской медицинской школы и использование традиций взаимодействия Церкви и медицины как основ для практического соработничества в вопросах охраны здоровья и оказания помощи населению, биомедицинской этики».

Более того! «Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. Она заботится и о предупреждении болезней. Важнейшей миссией Церкви является врачевание душ человеческих. И в храме, и в больнице люди ищут исцеления, помощи и поддержки», – убеждён владыка ИСИДОР.

Насколько важно именно христианское мировоззрение для врача – человека, который в своем служении призван излечивать болезни?

– Врач, обладающий таким мировоззрением, уверен, что лишь физическое исцеление пациента не будет означать его выздоровления в подлинном значении этого слова. Он стремится понять истинные, глубинные причины болезни, осознавая, что игнорирование духовных причин болезни неизбежно приведёт к новым душевным и физическим страданиям, – считает митрополит Исидор.

Вместе с тем, он полагает, что не менее важным является христианское мировоззрение и для здоровья врача:

«Относительно новым понятием для врачебного сообщества стал синдром профессионального выгорания врача. Для медицинской среды характерны ежедневная атмосфера страданий; частое ощущение собственного бессилия перед лицом неизлечимой болезни, осознание личной ответственности за жизнь и здоровье пациентов, явления неблагодарности больных, их несправедливость и многое другое.

Следствием длительного и ежедневного нахождения в такой среде и может стать синдром профессионального выгорания. Он выражается в проявлении физических, вегетативных, эмоциональных, поведенческих и социальных симптомов. Это, например, постоянное физическое утомление, развитие артериальной гипертензии, ощущение безнадёжности и одиночества, чувство вины, депрессии, равнодушие к пациентам, оправдание употребления табака и алкоголя, разочарованию в выборе профессии и потеря идеалов.

Самым страшным последствием синдрома профессионального выгорания врача является самоубийство. В конце XIX века самоубийства составляли более 3% смертей врачей вообще, а в возрасте 25-35 лет – 10% смертей. В настоящее время количество самоубийств врачей в два раза выше, чем среди представителей других профессий.

Светский взгляд на лечение синдрома профессионального выгорания врача ограничивается такими рекомендациями как: меньше работать, больше отдыхать, чаще бывать наедине с собой, наслаждаться природой, красивой музыкой, приятным общением.

Очевидно, что следуя исключительно названным рекомендациям излечить подобные состояния практически невозможно. Как и все другие болезни, выгорание в своей основе имеет духовные проблемы.

Проявлением гордыни в медицинской сфере являются ситуации, когда врач берёт на себя больше, чем способен понести, рассчитывает только на свои силы, знания, опыт, профессиональное мастерство и мечтательно ожидает выздоровления больного, признания своих успехов от коллег, общества, а когда не получает желаемого, испытывает разочарование и ощущает бессмысленность своей работы. Следствием духовной слепоты в душе такого врача бывает уныние, усталость, упадок интеллектуальных, физических и душевных сил.

Когда же врач с христианской любовью к пациенту и своей профессии, со смирением относится к себе, скромно оценивая свои таланты, когда он открыт к мудрому совету, когда его душевные и интеллектуальные рецепторы готовы к «озарению», когда он не теряет надежду, особенно в случаях совсем безнадёжных, тогда он, как правило, сохраняет свою духовную целостность, душевный мир, физическое здоровье», – говорит владыка Исидор.

Доктор Хаус или доктор Боткин?

Не секрет, что, к сожалению, современную российскую медицину сопровождает ряд проблем духовно-нравственного характера. Одной из них является проблема снижения уровня душевного и христианского сострадания к нуждающимся в медицинской помощи.

Владыка Исидор говорит, что в этом нет ничего удивительного, поскольку медицинское сообщество является частью нашего светского общества, заражённого безнравственными принципами жизни:

«Некоторые врачи стали относиться к своей деятельности, как к ремеслу. Все чаще мы слышим термин «поставщик медицинских услуг», который применяется не только к лечебным учреждениям, но и к медикам, работающим в этих учреждениях. Это искажает основы взаимоотношения врача и пациента, и пациент относится к оказанию медицинской помощи как к «возмездно оказываемой услуге».

В современном медицинском сообществе существует мнение, что врач должен быть циником и образцом профессионального цинизма среди студенческой молодёжи стал доктор Хаус – главный герой одноимённого фильма. Согласно этому мнению, врач должен стремиться к беспристрастному спокойствию и уходу от всех чувств к страдающему человеку, что именно это бесстрастие будет способствовать качеству профессионального дела. На деле это приводит к ухудшению качества медицинского помощи, несмотря на стремительное развитие медицины как науки».

Каким образом Церковь может содействовать решению этих проблем, вернуть нашей отечественной медицине те высокие начала любви, сострадания, бескорыстного служения, верности врачебному долгу, которые были традиционно присущи ей?

Владыка Исидор убеждён, что для этого особое внимание должно уделяться вопросам подготовки будущих медицинских работников: врачей, фельдшеров, медицинских сестер, их духовно-нравственному воспитанию должно уделяться особое внимание:

«Методами духовно-нравственного воспитания врачей являются организация практической деятельности студентов, в ходе которой они смогут учиться бескорыстному христианскому служению ближним, а также изучение истории отечественной медицины и её традиций, в том числе и дореволюционного периода, в котором мы можем без труда почерпнуть опыт совмещения глубокого знания своего дела с искренней верой в Бога и любовью к людям».

Обращение к биографиям известных православных медиков является необходимым для духовно-нравственного воспитания и формирования православного мировоззрения будущих врачей, а также может стать духовной поддержкой для врачей практикующих, – говорит владыка Исидор. – Мы знаем немало врачей, служение которых является примером глубокой веры в Бога и деятельного исполнения Христовых заповедей: любви к ближнему, милосердия, сострадания, бескорыстия, верности врачебному долгу. Яркими образцами из истории Православной Церкви могут служить выдающийся архипастырь и хирург святитель Лука Симферопольский и митрополит Сурожский Антоний (Блум). Одним из таких замечательных врачей является Евгений Сергеевич Боткин, совсем недавно, в 2016 году, прославленный в лике святых. Врач, «претерпевший до конца», сохранивший верность врачебному долгу, не оставивший больного ребёнка, царевича Алексея, и царскую семью, и расстрелянный вместе с ними в 1918 году.

Доктор Боткин утверждал, что для врача необходимо «искреннее сердечное участие к больному человеку». Обращаясь к студентам Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии, он призывал: «У вас ещё непочатый край этого чувства – так не скупитесь же им, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно, кому оно по праву принадлежит, и пойдёмте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными».

Евгений Сергеевич Боткин сформулировал шесть принципов врачебной этики, которые необходимо знать каждому русскому врачу.

Первый принцип – отношение к делу как к служению с полной отдачей своих сил.

Второй принцип – оказание помощи, несмотря на неблагоприятные условия, без оправдания бездействия и ссылки на те, или иные обстоятельства.

Третий принцип – уважение к коллегам. Необходимо с уважением и вниманием относиться ко всем коллегам, невзирая на степень личных достижений и достижений других.

Четвёртый принцип – справедливость. Боткин писал: «Я никому не отказывал в помощи».

Пятый принцип – бескорыстие и безвозмездное служение.

Но главным принципом является принцип верности врачебному долгу служения или принцип приоритета интересов пациента во взаимоотношении врач-пациент.

«Уверен, – говорит владыка Исидор, – большинство российских врачей сегодня считают свою профессию служением и разделяют убеждённость, что настоящим врачом может быть только тот, кто чувствует чужую боль, умеет сопереживать и готов посвятить свою жизнь служению людям».

Необходим диалог!

Многие медицинские работники, исполняя свой врачебный долг, являются глубоко верующими православными людьми. В 2007 году создано Общество православных врачей России, которое сегодня имеет около 50 региональных отделений. Главным направлением работы Общества является привнесение нравственных ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан. Есть сообщества православных врачей и в социальных сетях.

Но, убеждён владыка Исидор, «начинать нужно с начала. Это значит, что необходимо не только выучить, но и воспитать будущих врачей, любящих Бога, Отечество, каждого человека».

Практической деятельностью студентов-медиков, позволяющей им возрастать в милосердии, получить опыт социального служения, является участие в волонтёрском движении. Каждый из молодых людей может стать участником волонтёрского движения и внести свой вклад в развитие социального служения на Смоленщине. Можно принимать участие в благотворительных акциях, организации питания бездомных и малоимущих, осуществлении ухода за больными в стационарных учреждениях здравоохранения и социо-защитных учреждениях, – во всех мероприятиях, которые организует епархиальный Отдел по социальному служению и церковной благотворительности, Православное сестричество в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», служба «Милосердие», Центр защиты семьи, материнства и детства «Смоленский дом для мамы».

«Мы все вместе – священнослужители и врачи, педагоги, студенчество – должны быть открыты к диалогу друг с другом. Священник, как и врач – это не просто профессиональная деятельность, это служение, которое сегодня, как, впрочем, и на протяжении всей истории, является формой христианского подвига», – убеждён митрополит Исидор.

Биоэтика и душа

Очень важно, что этот призыв к соработничеству, искреннему сердечному участию в судьбе каждого, нуждающегося в помощи, не остаётся без деятельного ответа.

– Задача университетского преподавателя – это работа с будущими психологами и врачами. Своей задачей мы видим формирование мировоззрения. Наша цель – это гуманитарная подготовка будущих специалистов-медиков. Считаю, что в нынешних условиях подготовить профессионала в области медицины чрезвычайно трудно, но, как мне кажется, ещё труднее воспитать его неравнодушным, нравственным, граждански ответственным, социально активным. Именно на формирование ценностных ориентиров направлено преподавание таких дисциплин, как философия, история медицины, история Отечества и, конечно, биоэтика. Она с 2000 года читается в России как самостоятельный обязательный курс, определённый государственным образовательным стандартом, – говорит доктор медицинских наук, заведующая кафедрой философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук Смоленского государственного медицинского университета Вероника Михайловна ОСТАПЕНКО. – Наша основная задача в курсе биоэтики – научить будущих врачей ответственно подходить к сложным вопросам жизни и смерти, к тем проблемам и темам, к которым они будут иметь самое непосредственное отношение в своей профессиональной деятельности. Имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) звучит на лекциях по биоэтике неоднократно. В частности, когда мы обсуждаем тему, связанную с эвтаназией, со смертью мозга. Если ранее священник определял смерть человека по остановке сердца и дыхания, по сути, это был тот человек, который находился у грани между жизнью и смертью, то позже именно медицина занимается вопросом установления смерти. В 60-е – 80-е годы ХХ века диагноз «смерть мозга» становится основным критерием для определения момента перехода человека в мир иной. Но и у врачей, и у общества остаётся достаточно много критических соображений на сей счёт. И здесь как нельзя лучше для понимания нашими студентами всей глубины, неоднозначности и сложности проблемы подходит замечательная книга Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело». В ней он, признавая влияние телесной стороны человека на духовную, учит видеть и обратное влияние духа на тело, и «духом» называет сферу, где преобладает и владычествует духовная сторона, а «душою» – ту сферу, где духовное сопряжено с телесным и теснейшим образом зависит от него. Прочитав её, студенты начинают совершенно по-иному, глубоко и всесторонне осознавать такие фундаментальные темы, как жизнь и смерть, трансплантация органов, роль репродуктивных технологий в зарождении жизни, проблему абортов.

Рассматривая вопрос о смысле и ценности жизни, очень важно показать нашим будущим врачам – студентам, аспирантам, интернам, а также профессионалам, которые имеют опыт работы в акушерско-гинекологической практике, что начало жизни – это момент слиянии двух клеток. И здесь нет никакого противоречия с точки зрения гуманитарных наук, философии, религии, медицинской этики, биоэтики и естественных наук. Все современные подходы сегодня говорят о начале жизни, и неважно, в каком контексте мы о ней говорим. Невозможно говорить о ней в узко биологическом контексте. Речь идёт о комплексном понимании жизни человека, о моменте слияния двух клеток и возникновения или создания уникального генетического материала, уникального генетического индивидуума, в котором уже заложены все признаки настоящего, истинного человека.

И, опять-таки, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, святитель Лука здесь нам в помощь! Потому что пример его отношения к жизни определяет очень многое в деятельности врача. Сегодня, благодаря Богу и, возможно, активности некоторых известных личностей, в России закреплено официальное право врача не делать аборт. Это случилось не так давно – в 2012 году. Но, к сожалению, это законное право врача по-прежнему очень трудно реализуется на практике. И здесь пример сужения своему делу, своей профессии Войно-Ясенецкого, святителя Луки – это как раз пример умения отстаивать свои ценности, своё мировоззрение не в ущерб профессии. Это и пример отношения к профессии как к долгу, как к служению. И, безусловно, пример святителя Луки очень важен в воспитании будущих медиков как образец истинного сострадания, душевного внимания врача к каждому пациенту как залог выздоровления. Этому аспекту взаимоотношений врача и пациента сегодня, в век высоких технологий, уделяется всё меньше внимания. Но он был и, я уверена, останется важнейшим в отечественной медицине!

– Медицинский университет давно и активно сотрудничает со Смоленской епархией, – говорит кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой клинической психологии СГМУ Наталья Николаевна ОСИПОВА. – Форм работы у нас очень много. Это и традиционные беседы в рамках семинарских занятий по биоэтике «Проблемы прокреации: религиозная мораль» для студентов всех факультетов с приглашением представителей миссионерского отдела Смоленской епархии. Это и организация круглых столов с приглашением специалистов, и проведение творческих конкурсов: постеров, творческих сочинений, рекламных проектов по темам «Моя семья – моя крепость», «Спешите делать добро», «Сохрани мне жизнь». Очень мощным просветительским и научным потенциалом являются ставшие уже традиционными научно-практические конференции с международным участием «Сохрани мне жизнь», организованные нашим вузом при поддержке самых разных научных кругов, представителей общественных организаций и Русской Православной Церкви. Ежегодно проводятся у нас и научно-практические конференции с международным участием «Молитва врача – профессия и служение». Большой популярностью у студентов пользуются специально организуемые нами совместно с епархией их встречи и мировоззренческие дискуссии со студентами Смоленской духовной семинарии. Активно студенты университета участвуют и в работе добровольческих организаций, действующих при Смоленской митрополии. Среди других форм работы – организация паломнических поездок, круглых столов, обучение волонтёров-медиков. С 2015 года мы неоднократно выигрывали грант «Православная инициатива» для поддержки наших совместных со Смоленской епархией начинаний. Прежде всего – создания и развития организации «Православные студенты-медики», инициатором которой была наш педагог Лидия Алексеевна Пинская.

Уникальная икона

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) при земной жизни много помогал людям в их болезнях, помогает святой и сейчас молящимся к нему и просящим о помощи. Принесение в Смоленскую епархию ковчега с мощами святителя Луки вызвало самый живой отклик в сердцах смолян. Но мало кто знает, что помолиться перед иконой Святителя с подлинной частицей его мощей смоляне теперь могут фактически всегда.

– Святитель Лука, несомненно, один из самых ярких и почитаемых в народе российских исповедников ХХ века, – говорит настоятель смоленского храма в честь святых новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей ВАЛЕРИЙ (Рябоконь). – И потому вполне понятно, почему мы с благословения митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в минувшем году торжественно установили в храме новомучеников и исповедников Церкви Русской икону святителя Луки с медальоном, в котором хранится частица его мощей. Она находится в одном из напольных киотов, которые опоясывают опорные столбы в храме.

Икона эта не совсем обычная. Она, с одной стороны, очень реалистична, а с другой – это собирательный образ. Святитель изображён на ней в трёх своих образах служения: как священник, врач и учёный-педагог. Он сидит в белом подряснике (обобщающий символ его церковного и врачебного служения) перед столом, на котором – открытая книга и хирургические инструменты (символы врачебного и педагогического служения). Икона написана смоленским иконописцем Олегом Манежкиным. Прежде всего, мы очень хотели, чтобы эта икона наглядно визуализировала духовные символы, которые просты и понятны для будущих врачей – студентов Смоленского медицинского университета, которые часто бывают в нашем храме. И, разумеется, нам очень хотелось, чтобы образ Святителя был помощью всем болящим людям в избавлении от их недугов и страданий. А потому митрополит Исидор обратился к митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю с официальной просьбой о том, чтобы нам была дарована частица мощей святителя Луки. Эта просьба была удовлетворена, о чём свидетельствует соответствующая Грамота от митрополита Лазаря, удостоверяющая подлинность частицы мощей Святителя, переданной в наш храм на вечное хранение. За святыней минувшей зимой ездил в Симферополь иеромонах Николай (Золотов). Медальон с частицей мощей установлен в правом нижнем углу иконы святителя Луки. 4 февраля 2018 года в День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской икону освятил митрополит Исидор. И теперь любой желающий может поклониться святителю Луке и приложиться к частице его мощей. Есть у нас и задумка, чтобы 11 июня, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), эта икона смогла побывать основных смоленских больницах – в областной, Красном Кресте и на Покровке, – чтобы болящие могли приложиться к иконе с частицей мощей святителя Луки. Надеемся, что с Божьей помощью и при содействии руководителей здравоохранения эта идея будет в 2019 году воплощена в жизнь.

Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Фото: patriarchia.ru, smoleparh.ru

Игорь Красновский

Служение Смоленщине – служение России
Церковь и СМИ: от реагирования на внешние информационные поводы – к совместному служению по консолидации здоровых сил общества

Другие новости по теме