Двухколесный переворот
Авто

Двухколесный переворот

20 июня 2013 года в 15:22
2043

Километровые пробки, превращающие передвижение по дорогам в знакомый только обитателям городов род пытки, перестали являться исключительным достоянием столичного мегаполиса. Прорваться в час пик с проспекта Гагарина на площадь Победы немногим менее затруднительно, чем вырулить с Арбата на Садовое кольцо.

Из удобного и оперативного средства передвижения по центральным улицам Смоленска (скажем, всей семьей в выходные) автомобиль постепенно, с каждым годом все отчетливее, превращается в малокомфортабельный транспорт, прежде всего для тех, кто ценит время.

Москва отнюдь не впереди планеты всей в воображаемом рейтинге городов, где привычный урбанистический ландшафт меняют в интересах обывателей. Однако некоторые идеи, пускающие корни в Москве, вполне могут прижиться на смоленской почве.

С июня в Москве была запущена общегородская сеть велопроката. В пределах Садового кольца размещены парковочные станции, где в любое время дня и ночи можно взять во временное пользование велосипед. Причем возвращать «двухколесник» обратно необязательно: достаточно припарковать его на следующей специальной станции, ближайшей к пункту вашего назначения.

Главная особенность новой системы велопроката состоит не только в беспрецедентной по российским меркам массовости. На данный момент на 30 станциях к услугам москвичей более 1000 велосипедов, а в ближайшие год-два планируется оборудовать более 100 станций с трехтысячным велопарком. Революционной новинкой велопроката, позволяющей ему быть доступным круглосуточно, стала его полная автоматизация: участие человека сведено к введению пин-кода. Чтобы проехаться по центру Москвы, минуя пробки и избегая толчею в подземке, необходимо зарегистрироваться на специальном интернет-ресурсе, ввести номер мобильного телефона и реквизиты кредитной карты. На телефон приходит персональный пин-код, а с помощью кредитки расплачиваются за услуги. За право пользоваться велосипедом в течение 24 часов необходимо заплатить 100 рублей. Но за 950 рублей можно зарезервировать за собой это право на весь сезон, который длится с мая до конца октября. Первые 30 минут можно ездить на велосипеде бесплатно, затем за каждый час необходимо вносить по 30 рублей. Оставленные на специальном сайте реквизиты кредитки выступают в качестве короткого стального поводка для тех, кто вздумает уклониться от уплаты установленной таксы или присвоить общественный транспорт.

По словам Чарльза Батлера, главы чешской компании, занимающейся реализацией в Москве велопрокатного проекта, аренда велосипедов имеет у москвичей ощутимый успех. За месяц зафиксировано более 10 тыс. случаев аренды. По количеству поездок в день Москва опережает даже Лондон и Париж, где подобный сервис куда более развит и имеет более длительную историю.

Автоматизированная система велопроката, как и пробки, масштабам которых она обязана своей популярностью, приживается не только в мировых столицах, но и небольших городах вроде Блэкпула или Дамфриса. И дело здесь не в пресловутом западном менталитете, одержимом идеями экологической безопасности и общественного комфорта, а в банальной практической пользе, о которой говорит один любопытный факт, недавно зафиксированный в Москве. В половине пятого утра на одной из станций велопроката были пусты все 28 парковочных места. Велосипед в ночное время становится альтернативой работающего до часу ночи метро или экстремально дорогому такси. Чем не резон, способный привлечь смолян к новой услуге, будь подобная система велопроката внедрена в Смоленске?

И наконец. Новинка этого московского лета – прекрасный образчик распеваемого на все лады государственно-частного партнерства. В выигрыше остаются все: производители велосипедов (которые, конечно, совсем необязательно закупать у чешской компании), владельцы электронной системы, продавцы рекламных мест на велосипедных конструкциях, городская администрация, хотя бы отчасти решающая транспортную проблему, и, в конечном итоге, сами горожане. Именно в их интересах станции велопроката устанавливают вблизи с наиболее востребованными остановками общественного транспорта, учебными заведениями, школами, крупными офисными центрами.

Нет никаких причин полагать, что модный тренд не приживется в Смоленске.

СТАТИСТИКА

Лидером в автоматизированном велопрокатном движении является Париж, где на 1450 парковочных станциях стоят 20 тыс. велосипедов. В Лондоне станций 570, велосипедов 8 тыс. Замыкает тройку лидеров Нью-Йорк с 6 тысячами «двухколесников» на 330 станциях.

Средний возраст пользователя арендованного велосипеда – 33 года. Он одинаково популярен как у мужчин (48,8%), так и женщин (51,2 %).

На дорогах Смоленска погибли двое
В Смоленске пассажир маршрутки получила травму

Rambler's Top100